НАУКА О МУЗЕЕ
|
МЕМОРИАЛЬНЫЕ МУЗЕИ
Группа музеев, посвященных выдающемуся человеку или важному историческому событию и созданных в месте, связанном с меморируемым лицом или событием. Для мемориального музея эта связь является определяющим фактором и подавляющий объем комплектования, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности (см. направления музейной деятельности) направлен на выявление и интерпретацию этой связи. Исторический период, связанный с жизнью и деятельностью меморируемой личности, принимается за оптимальную дату, на которую проводится основная реставрация и реконструкция, восстановление интерьеров и т.п. В мемориальном музее комплектуются в первую очередь коллекции музейных предметов (см. виды коллекций), связанных с меморируемым лицом или событием.
Мастерская в доме-музее И.И.Шишкина в Елабуге
Профиль мемориального музея определяется сферой деятельности, в которой прославила себя меморируемая личность. Наиболее многочисленны в РФ мемориальные литературные музеи, что определяется нашим особым отношением к литературе и к роли писателя как пророка и учителя. Представительные группы составляют мемориальные художественные музеи ("Поленово", Васнецова В.М. дом-музей в Москве), музыкальные и театральные музеи (Дом-музей П.И. Чайковского в Клину, "Новоспасское"), научно-технические музеи (Циолковского дом-музей в Калуге, Дом-музей Н.Е. Жуковского в д. Орехово Владимирской обл.), военно-исторические, историко-революционные и др. исторические музеи ("Горки Ленинские", Домик игуменьи Марии — М. Тучковой в Спасо-Бородинском м-ре).
Музей-усадьба Е.А.Боратынского в Казани
Экспозиции мемориальных музеев по сложившейся в РФ традиции разделяются на мемориальную часть, где сохраняется или воссоздается на основе типологических предметов обстановка, в которой жил или творил выдающийся человек или происходило значимое историческое событие, и построенную по хронологическому или тематическому принципу историко-биографическую часть. Соотношение этих частей и степень достоверности мемориальной части экспозиции зависит от сохранности подлинной обстановки, здания, наличия подлинных мемориальных предметов.
Библиотека в усадьбе заповедника Горки Ленинские
Особый тип памятников представляют мемориальные ландшафты. Расположенные на территориях объекты подразделяются на мемориальные памятники — подлинные свидетельства произошедшего здесь исторического события, памятные знаки, устанавливаемые в процессе осознания социумом мемориального значения этого места. Нередко такое осознание предшествует созданию музея. Многие музеи, официально не именуемые "мемориальными", по сути, приближаются к ним.
История
На протомузейном этапе развития культуры идея мемориализации в России воплощалась в форме сохранения реликвий, связанных с именами святых, в т.ч. канонизированных исторических деятелей. Память о важных событиях фиксировалась постановкой храмов (см. музеи-храмы).
Первые мемориальные музеи России связаны с именем Петра I. В 1726 г. выкупается по просьбе вдовы императора Екатерины I для сохранения в качестве реликвии дом ремесленника Иоганна Луде в Нарве, в котором останавливался великий преобразователь России. На основе личных вещей, инструментов, коллекций и специально созданной "восковой персоны" Петра I был устроен "Императорский кабинет" (в составе Петербургской Кунтскамеры с 1729 г.) Позднее мемориальными объектами, а затем и настоящими музеями становятся дома Петра I в Петербурге (1831 г.), на о. Маркове в устье Северной Двины (перевезен в Архангельск, в 1934 г. — на территорию музея Коломенское в Москве), Вологде (1885 г.), в 1803 г. близ Переславля-Залесского строится музей для сохранения мемориального ботика и остатков др. петровских кораблей.
На протяжении 19-начала 20 вв. в России возникло около 20 мемориальных музеев. Только 6 из них финансировались государством, большинство возникало по инициативе общественных организаций и частных лиц. Первым "народным" мемориальным музеем стала "Кутузовская изба". В особняках, дворянских усадьбах сохранялись в неприкосновенности помещения, в которых останавливались знаменитости ("Карамзинский кабинет" в Остафьево, Дворец в Таганроге, в котором умер Александр I), память о знаменитых людях фиксировалась созданием музеев в учебных заведениях и местах службы (Библиотека-музей А.С. Пушкина при Царскосельском Лицее, Музей-квартира Д.И. Менделеева при Московском университете и др.). В 1894 г. был музеефицирован первый мемориальный дом, принадлежавший деятелю русской культуры — Дом-музей П.И. Чайковского в Клину.
После 1917 г. были национализированы и превращены в музеи некоторые усадьбы, дома, квартиры, связанные с именами выдающихся деятелей русской культуры ("Ясная поляна", "Хамовники"). Бурно развивалась сеть мемориальных музеев, посвященных событиям и деятелям революционного движения (музеи П. Кропоткина, Н.Г. Чернышевского, Подпольная типография и др., со 2-й половины 1920-х гг. — музеи В.И. Ленина, с 1930-х — музеи И.В. Сталина). После Великой Отечественной войны важное место в музейном мире заняли мемориальные объекты, связанные с ее героями и событиями. Многочисленными и популярными всегда были музеи, посвященные писателям, поэтам, художникам, ученым. В 1967 г. было принято "Положение о мемориальных музеях системы Министерства культуры", утвердившее в качестве критерия мемориального музея нахождение в мемориальном месте и наличие экспозиции, включающей подлинные предметы (до этого мемориальными могли признаваться любые музеи, посвященные выдающемуся человеку или событию).
В 1990-е гг. состав сети мемориальных музеев РФ меняется. Возникает значительное число музеев, посвященных деятелям культуры, интерес к которым ранее не поощрялся по идеологическим причинам: М. и А. Цветаевой, В. Высоцкому, П. Флоренскому, Н. Федорову и др. Однако из-за отсутствия или крайне малого количества сохранившихся подлинных мемориальных объектов отнюдь не все эти музеи могут считаться мемориальными. Закрывается ряд историко-революционных музеев, другие меняют свой профиль. Так, Музей-заповедник "Сибирская ссылка В.И. Ленина" был преобразован в 1993 г. в Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское". Основным объектом сохранения и экспонирования в нем стала сохранившаяся историко-культурная среда старинного сибирского села, а мемориальные места, здания и экспозиции, связанные с именем В.И. Ленина, вошли в него составной частью. Современная тенденция в целом связана с расширением профильной направленности мемориальных музеев и круга хранимых и экспонируемых ими объектов наследия.
Литература
Вопросы истории литературно-мемориальных музеев. — М., 1971;
Дмитриева Е.К. Отражение культурного наследия в экспозиции мемориального музея. - М., 1988 (Музейное дело и охрана памятников. Обзорная информация ГБЛ, в. 1);
Домик Петра Великого в Вологде, СПб, 1887;
Каспаринская С.А. Мемориальные музеи исторического профиля //Историко-революционные и литературные мемориальные музеи, М., 1973;
Каулен М.Е. Мемориальный музей ХХI века как музей среды и музей традиции.// Гагаринский сборник. — Гагарин, 2003;
Клабуновский И.Г. Музейное строительство в Московской губернии, Московский краевед, 1928, в. 7—8;
Кононов Ю.В., Хевролина В.М. Мемориальные музеи, посвященные деятелям науки и культуры СССР (1917-1956 гг.) // Очерки истории музейного дела в СССР, М., 1963;
Поляков Т.П. Как делать музей;
Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования. — М., 200;
Разгон А.М. Историко-революционные мемориальные музеи и коммунистическое воспитание трудящихся // Роль музеев в коммунистическом воспитании трудящихся. — М., 1966;
Что такое литературно-мемориальный музей. Сб. науч. тр. М., 1981.
| |