МУЗЕИ-КВАРТИРЫ
Группа мемориальных музеев, созданных на основе музеефикации квартир, в которых жили выдающиеся деятели, и посвященных их жизни и деятельности. Как и в домах-музеях, в музеях-квартирах сохраняется или воссоздается обстановка с максимальным привлечением подлинных мемориальных экспонатов и очень осторожным включением типологических предметов, ансамблевая экспозиция (см. экспозиционная деятельность) дополняется тематической, посвященной жизненному и творческому пути меморируемого лица. При отсутствии мемориальных вещей и достоверных свидетельств в музее-квартире иногда создается образная экспозиция, призванная художественными средствами создать творческий портрет прославленного человека (напр., экспозиция Музея-квартиры А.С. Пушкина на Арбате, художник Е.А. Розенблюм).
Мойка,12
Сложность в деятельности музеев-квартир в отличие от домов-музеев связана с ограниченной музейной площадью и отсутствием достаточного места для фондов, зон приема посетителей и комнат сотрудников, а также с нередко затрудненным доступом посетителей в подъезды жилых домов. Часто музеи-квартиры являются филиалами других музеев, что позволяет решить указанные проблемы. Так, филиалами Музея театрального и музыкального искусства в г. С-Петербург являются музеи-квартиры Н.А. Римского-Корсакова, Ф.И. Шаляпина, актерской династии Самойловых; среди многочисленных филиалов Татарстанского объединенного музея - музеи-квартиры М. Джалиля, Ш. Камала (Казань), Я. Купалы (с. Печищи) и т.д. В отдельных случаях музей-квартира занимает целый дом (напр., Музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате).
Музей-квартира А.Блока в Петербурге
В настоящее время музеи-квартиры составляют одну из немногих групп музеев, которые могут создаваться путем фиксирующей музеефикации, т.е. сохранения в неприкосновенном виде подлинной обстановки на момент смерти выдающегося человека. Такие возможности реализуются сегодня в ходе создания музея-квартиры Е. Образцова, Музея-квартиры А. Миронова. Иногда официальной музеефикации предшествует стихийное паломничество почитателей к месту жизни выдающегося человека, встречающее понимание и поддержку его родственников, разрешающих осматривать квартиру. Однако сегодня создание новых музеев-квартир осложняется юридическими проблемами, возникающими по поводу права собственности на эти объекты, а также нередким сопротивлением жильцов дома процессу музеефикации.
История
Возникновение мемориальных музеев на основе квартир выдающихся деятелей началось в 1910-е гг. В 1911 г. была музеефицирована квартира Д.И. Менделеева при Петербургском университете. В 1918 г. вдова А.Н. Скрябина Т.Ф. Шлецер-Скрябина получила охранную грамоту на квартиру, где жил великий композитор в 1912-15 гг., и уже в 1922 г. в этой квартире по инициативе Общества им. А.Н. Скрябина был открыт музей. После революции музеефикация квартир продолжилась. В 1925 г. силами ИРЛИ СССР ("Пушкинский дом") был открыт музей-квартира А.С. Пушкина на Мойке - последнее жилище поэта в 1836-37 гг. и место его смерти. В 1928 г. по инициативе общественности открыт музей-квартира Ф.М. Достоевского в Москве. Появляются музеи-квартиры, связанные с именами деятелей революции и Советского государства (особенно много их возникает в 1930-е гг.) Особую группу составили музеефицированные комнаты В.И. Ленина в Кремле (Москва) и Смольном (Ленинград).
Т.к. квартиры нередко музеефицировались непосредственно после смерти владельца, в них чаще, чем в домах-музеях, сохранена подлинная мемориальная обстановка. В отличие от домов-музеев и музеев-усадеб, большинство которых связаны с личностями 18- начала 20 вв., основную часть музеев-квартир составили мемориальные музеи, посвященные государственным деятелям и деятелям культуры советской эпохи.
Сеть музеев-квартир значительно расширилась в послевоенные годы. К концу 1980-х гг. число музеев-квартир составило более 50.
В 1990-е - 2000-е гг. общественностью ставится вопрос о создании музеев на основе квартир выдающихся личностей, чья жизнь и творческая деятельность ранее не становились объектами музеефикации по идеологическим причинам (М. Цветаевой, М. Булгакова, П. Флоренского). Иногда концепции этих музеев становятся предметом горячих споров, примером чему - полемика вокруг создания музея на основе квартиры М. Булгакова ("нехорошая квартира" №50); осуществленный вариант экспозиции, открытой в 2005 г., вряд ли можно считать окончательным.
В 1990-е гг. ряд музеев-квартир историко-революционного профиля (см. историко-революционные музеи) был закрыт или перепрофилирован (так, в 1992 г. Музей-квартира семьи Ульяновых в Саратове перепрофилирован в Саратовский музей этнографии).
На основе музеефикации одной из квартир дома №2 по ул. Серафимовича в Москве создан музей, посвященный жизни и быту не конкретного человека, но определенного поколения и определенного социального слоя - Музей Дома на набережной.
Литература
Агеевец В.П., Хлюпина А.Н. 10-я Советская улица, 17. Л., 1979;
Ашимбаева Н.Т., Галанина Ю.Е. Музей-квартира А.А. Блока, в сб. А. Блок. Исследования и материалы. Л., 1987;
Беляев М., Платонов А. Последняя квартира Пушкина в ее прошлом и настоящем. 1837-1927. Л., 1927;
Великанова А.Я. Ленин в Смольном. Л., 1990;
Выдрина Л.С., Столярова Ж.А. Сердобольская ул., д.1. Л., 1979;
Колосков П.В. Улица Ленина, 52. Л., 1979;
Литературные музеи Ленинграда. Л., 1987;
Литературные музеи СССР. Справочник. М., 1988;
Ломан О.В. Государственный мемориальный музей Н.А. Некрасова. Путеводитель. Л., 1956;
Мингазова И.З. Музей Джалиля в Казани. Путеводитель. Казань, 1984;
Мингазова И.З. В сопровождении почетного эскорта. "Советский музей" №4, 1984;
Музей-квартира А.А. Блока. Л., 1988;
Нечаева В.С. Музей Ф.М. Достоевского. М., 1934;
Новиков С.Р. Херсонская ул., 5. Л., 1969;
Овчинникова С.Т., Рысина Ф.Ш., Светлова Г.Г. Музей-квартира Пушкина на Арбате. М., 1989;
Пономарева Г.Б. Музей-квартира Ф.М. Достоевского. Путеводитель. М., 1987;
Попова Н.И. Музей-квартира А.С. Пушкина. Л., 1980;
Шульгина Н.И. Формирование и развитие комплекса ленинских музеев Ленинграда и Ленинградской области. В сб.: Музееведение. Из истории охраны и использования культурного наследия в РСФСР. М., 1987.
|