Российская музейная энциклопедия
Музеи
России
Люди
музейного мира
Наука
о музее
Направления
музейной деятельности
История
музейного дела
Коллекционирование Указатели


НАУКА О МУЗЕЕ




МУЗЕЙ-ХРАМ


Музей-храм — музей-памятник, созданный на основе музеефикации единичного памятника культовой (преимущественно православной) архитектуры с целью сохранения и раскрытия его культурно-исторической ценности, на что направлена экспозиционная интерпретация.


Храм Спаса-на-крови в Петербурге
Музеем-храмом принято считать только памятник, музеефицированный как музей, когда средства музейной интерпретации направлены на раскрытие значения самого памятника. Церкви, приспособленные под посторонние экспозиции, не связанные с самим памятником, к музеям-храмам не относятся. Характер экспозиции в музее-храме диктуется в первую очередь сохранностью памятника. В зданиях высокой степени сохранности максимально сохраняется подлинный интерьер, дополняемый информацией по истории храма, его художественных особенностях, реставрации и т.п. При низкой степени сохранности в интерьере создается типологическая экспозиция храмового интерьера на определенную дату или в пустом интерьере создается экспозиция, раскрывающая историко-художественное значение памятника.


Петербург. Исаакиевский собор
Сеть музеев-храмов складывается в России в первое послеоктябрьское десятилетие. После 1927 г. происходит закрытие подавляющего большинства музеев-храмов как идеологически вредных. Этот тип музеев возрождается заново после Великой Отечественной войны, в 1970-80-е гг. Приобретает широкое распространение и многообразие форм. С начала 1990-х гг. Значительное число музеефицированных памятников культовой архитектуры были возвращены РПЦ, сохранившиеся музеи-храмы, как правило, совмещают функции музея и культового здания.

Наиболее известные музеи-храмы:

Москва:
В составе Музея-заповедника "Московский Кремль":
  • Успенский собор
  • Архангельский собор
  • Благовещенский собор
  • Церковь Ризположения
Покровский собор на Рву (собор Василия Блаженного)
Церковь Покрова Богородицы в Филях
Церковь Грузинской Богоматери
Церковь Николы в Толмачах (в составе Гос. Третьяковской галереи)

Санкт-Петербург:
Исаакиевский собор
Церковь Спаса на Крови
Собор Петра и Павла Петропавловской крепости (в составе музеи Истории Петербурга)

Владимир:
Успенский собор (в совместном пользовании Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Владимирской епархии)
Дмитровский собор

Суздаль:
Рождественский собор

Вологда:
Софийский собор

"Кижи", музей-заповедник:
Преображенская церковь
Покровская церковь

Каргополь:
Христорождественский собор

Куликово поле:
Церковь Сергия Радонежского

Новгород:
Софийский собор
Церковь Спаса на Ильине улице
Церковь Феодора Стратилата
Церковь Спаса на Нередице

Переславль-Залесский
Спасо-Преображенский собор

Псков
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
Церковь Николы со Усохи

Рязань
Успенский собор

Углич
Церковь Дмитрия на Крови

Юрьев Польский
Георгиевский собор

Ярославль
Спасо-Преображенский собор
Церковь Ильи Пророка
Рождественская церковь


История
Со времен средневековья храмы на Руси исполняли дополнительные функции средоточения реликвий и мемориальных объектов, произведений искусства, а также памятников в честь знаменательных событий, что роднит их с протомузеями. Первые попытки использовать помещения храмов в качестве музеев в России относятся к концу 19 в.


Церковь Троицы в Никитниках. Москва
Процесс массового превращения храмов в музеи начался в России после Октябрьской революции в условиях антирелигиозной пропаганды и национализации церковного имущества. Придание статуса музеев памятникам культовой архитектуры было оптимальным, а нередко - единственным путём сохранения наиболее ценных из них. К сер. 1920-х гг. в музеи были превращены десятки храмов Московской, Новгородской, Ярославской, Рязанской и других губерний. Деятельность этих музеев контролировалась созданным в рамках Наркомпроса Управлением музеями-усадьбами, музеями-храмами и музеями-монастырями. Изначально музеефикация производилось путём простой фиксации памятника со всеми предметами его интерьера, однако превращение наиболее значительных храмов (соборы Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, Петропавловский собор в Петрограде) в музеи включала научное исследование, реставрацию и в отдельных случаях - воссоздание интерьера на оптимальную дату. Известно немало примеров конструктивного взаимодействия музеев и церкви с целью сохранения культурного наследия; совместное использование культовых построек музеем и общиной нередко инициировалось самими священнослужителями.
После 1927 г. большая часть музеев-храмов была закрыта; многие культовые здания снесены или приспособлены под краеведческие и другие экспозиции, не связанные с памятником, таким образом, музеи-храмы как особый вид музеев почти перестал существовать. Лишь отдельные храмы, как правило, с высокохудожественными росписями и иконостасами, сохранялись в 1930-50-е гг. как самостоятельные объекты музейного показа (церковь Троицы в Никитниках, Москва; церковь Ильи Пророка, Ярославль); единичными были в это время случаи организации новых музеев-храмов (собор Рождества Богородицы, Суздаль) и совместного использования памятника музеем и епархией (Успенский собор во Владимире).
Новый этап развития музеев-храмов в конце 1950-х гг. связан с пересмотром отношения к древнерусскому наследию и образованием сети музеев-заповедников, в состав многих из которых вошли храмовые сооружения. Экспозиции музеев-храмов этого времени строились с использованием значительного числа письменных и фотодокументов, археологических находок с целью ознакомить посетителя с историей памятника и его реставрацией (в настоящее время продолжается деятельность российских реставраторов по восстановлению уничтоженных фашистами росписей новгородских храмов Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве и др.). В храмах, сооруженных в честь значительных событий, стремились организовывать экспозицию, посвящённую этому событию (в соборе Спасо-Бородинского монастыря - Бородинскому сражению, в храме Сергия Радонежского на Красном холме - Куликовской битве, в Архангельском соборе Нижегородского кремля - Козьме Минину, сюда же был перенесен прах великого нижегородца, и борьбе с польско-литовской интервенцией). Памятники культовой архитектуры, не имеющие высокой историко-культурной ценности, можно было использовать под любые экспозиции и выставки.
К 1980-м гг. относятся попытки дополнить интерьеры музеев-храмов музыкой, игрой света, театрализованным действом, тем самым восстанавливая эмоциональную насыщенность. Популярными стали концерты духовной музыки, хорового пения в М.-х. (собор Смольного монастыря в Ленинграде, церковь Вознесения в Коломенском в Москве). Предпринимались попытки воссоздания "синтеза искусств" (коим, по мысли П. Флоренского, является храмовое действо) с использованием технических возможностей: так, показ интерьера церкви Ризположения в Московском Кремле осуществлялся при помощи аудиовизуальных средств. В начале 21 в. предпринята попытка "виртуальной реконструкции" в реальном выставочном пространстве интерьера разрушенной в годы Великой Отечественной войны церкви Успения на Волотовом поле.
С начала 1990-х гг. значительное число культовых построек передано Русской православной церкви, другие начали использоваться совместно музеями и епархиями (Успенский собор Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, церковь Покрова в Филях (Москва), Петропавловский собор (С.-Петербург), Софийский собор (Новгород). Число музеев-храмов сильно сократилось, лишь отдельные памятники культовый архитектуры, прошедшие реставрацию в 1990-х гг., получили статус музеев: собор Воскресения (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге, церковь Входа в Иерусалим в Тотьме Вологодской обл. Наиболее характерный вариант музея-храма к концу 20 в. - памятник с полностью реконструированным убранством интерьера, в котором по определенным христианским праздникам проводится богослужение.




Литература
Головкин К.Г. Обзор законодательных и нормативных актов Российской Федерации о передаче недвижимого имущества культового назначения конфессиональным объединениям (1990-2000) // Наследие и современность. Информационный сборник. - Вып. №9. - М., 2002. - С. 171-195 (Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева);
Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). - М., 1996;
Давыдова А.С. Вопросы сохранения и использования интерьеров памятников древнерусской архитектуры в музейных целях //Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. - М.,1979. - С.31-36. (Сб.науч. трудов/ НИИ культуры);
Каулен М.Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри в первое десятилетие Советской власти. - М., 2001;
Каулен М.Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри России. Каталог-справочник. М., 2005;
Козлов В.Ф. Источники об отношении к историческим памятникам в РСФСР в 1917-1930-е гг. (По материалам московских архивов и музеев) //Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. - М., 1990. - С.40-54. (Сб. науч. трудов/НИИ культуры);
Козлов В.Ф. Исчезновение первопрестольной //Краеведческий альманах "Отечество". - М., 1990. - С.99-106;
Козлов В.Ф. Москва безбожная //Московский журнал. - 1991. - N3. - С.66-72;
Козлов В.Ф. Судьбы памятников архитектурной старины в 1920-х - начале 1930-х гг. (По протоколам ЦГРМ) //Археографический ежегодник за 1991. - М.,1992. - С. 240-244;
Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств //Архитектура и строительство Москвы. - 1988. - N6. - С.18-20.

 
Copyright © 2002 Сектор Российской музейной энциклопедии
при участии Сети Культурного Наследия
дизайн и программирование ЗАО "Интернет"