Российская музейная энциклопедия
Музеи
России
Люди
музейного мира
Наука
о музее
Направления
музейной деятельности
История
музейного дела
Коллекционирование Указатели


НАУКА О МУЗЕЕ




МУЗЕЙ-МАСТЕРСКАЯ


1) Мемориально-художественный музей, созданный на базе музеефикации мастерской выдающегося художника, восстанавливающий обстановку, в которой протекала его творческая деятельность и призванный раскрыть особенности его творческого метода. В музее-мастерской сохраняется или реконструируется мемориальная рабочая обстановка, экспонируются произведения меморируемого художника, эскизы, неоконченные работы, создаются историко-биографические экспозиции. Официально наименование "музей-мастерская" сегодня имеют немногие российские музеи, однако целый ряд самостоятельных объектов и экспозиций, созданных на базе мастерских, входит в состав домов-музеев, музеев-усадеб, музеев-заповедников, посвященных жизни и творчеству прославленных деятелей культуры (напр., "Аббатство", студия-мастерская В.Д. Поленова в составе Мемориального музея-заповедника "Поленово"; Мемориальная мастерская старейшего мастера палехской лаковой миниатюры Н.В. Давыкина в составе Музея палехского искусства в с. Палех Ивановской обл.; мастерская Э.К. Циолковского в Доме-музее Циолковского в г. Калуга).


Нижнетагильский музей-заповедник. Музей подносного промысла
2) Учреждение музейного типа, созданное на основе объединения музея и ремесленных мастерских и воссоздающее различные виды традиционной деятельности, наиболее часто - народных промыслов: ткачества, кузнечного дела, резьбы и росписи по дереву, кружевоплетения, изготовления игрушки и т.п. В этом случае сам творческий процесс становится объектом сохранения и экспонирования, изделия, как правило, продаются в лавке при музее, а посетители нередко имеют возможность изготовить изделие своими руками. Разновидностями музея-мастерской можно считать музей-кузницу, музей-типографию и т.п. По профилю такой музей-мастерская, как правило, относится к этнографическим или художественным. Часто это - живой музей. В настоящее время к этой группе относится ряд недавно возникших школьных музеев и музеев в системе дополнительного образования; к последним относятся Музей-мастерская детского творческого объединения "Славяне" в г. Курчатов Курской обл., Этнографический музей-мастерская "Школьное подворье" при Московском Центре образования № 293. Музеи-мастерские играют важную роль в процессе сохранения и актуализации нематериального культурного наследия.

Музеи-мастерские РФ

Музей-мастерская А.С. Голубкиной в г. Москва (филиал Государственной Третьяковской галереи)
Музей-мастерская Т.С. Коненкова в г. Москва (филиал Музея Академии художеств)
"Секреты тульских мастеров" в г. Тула (филиал Военно-исторического музея-заповедника "Куликово поле")
Музей подносного промысла в доме художников Худояровых в г. Нижний Тагил (филиал Нижнетагильского музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала)
"Аббатство", мастерская В.Поленова (в составе Музея-заповедника "Поленово" Тульской обл.)
Давыдкина Н.В. мемориальная мастерская (в составе Музея Палехского искусства в г. Палех Ивановской обл.)


История

Первым музеем-мастерской в РФ стал Музей-мастерская А.С. Голубкиной в Москве, открытый в 1934 г. в доме, где скульптор жила и работала в 1910-27 гг., и позволяющий проследить основные этапы ее творческого пути. Музей закрывался в 1952 г. в ходе кампании по борьбе с "идеологически чуждыми" художественными направлениями, к коим был отнесен и импрессионизм Голубкиной, и вновь открыт в 1976 г. по настоянию общественности. В 1974 г. в Москве был открыт Музей-мастерская С.Т. Коненкова в доме, где скульптор жил и работал в 1947-71 гг. Когда в 1967 г. умер П.Д. Корин, его вдова ходатайствовала о создании, согласно завещанию мужа, на базе дома-мастерской художника мемориального музея. Дом-музей был открыт для посетителей в 1971 г., и первая экспозиция была создана в мастерской мужа вдовой П.Т. Кориной, старавшейся не нарушить ее мемориальной обстановки (жилые комнаты отошли музею в 1992 г. после смерти П.Т. Кориной). Главные экспонаты мемориальной мастерской - этюды и эскиз к неосуществленной картине "Русь уходящая" ("Реквием") и предназначенный для картины огромный чистый холст, на который художник не нанес ни одной линии, - делали главной темой дома-музея трагедию творческого пути художника в эпоху тоталитаризма.
С конца 1980-х гг. усиливается интерес к личностям и творческим методам мастеров различных народных промыслов. В Нижнем Тагиле был восстановлен дом семьи прославленных крепостных мастеров подносного промысла Худояровых. В экспозиции музея, наряду с коллекцией нижнетагильских подносов, демонстрируются инструменты, краски, различные стадии изготовления подносов.
С 1980-х гг. в ряде российских музеев возникают мастерские, в которых происходит возрождение различных видов традиционной творческой деятельности. Особенно активно этот процесс идет в 1990-е - 2000-е гг., обретая характер устойчивой тенденции. В 1990-х гг. некоторые мастерские при музеях вырастают в самостоятельные музейные объекты, которые уже можно определить как музеи-мастерские. Классическим примером музея-мастерской, музеефицирующего процесс изготовления традиционных изделий, является музей "Секреты тульских мастеров" в Туле, созданный в составе Военно-исторического музея-заповедника "Куликово поле".


Литература
Каменский А. Анна Голубкина. Личность. Эпоха. Скульптура. М., 1990;
Крауц Т.И. С. Коненков. Мемориальный музей-мастерская. М., 1986.




 
Copyright © 2002 Сектор Российской музейной энциклопедии
при участии Сети Культурного Наследия
дизайн и программирование ЗАО "Интернет"