НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МУЗЕИ
Научно-технические музеи - профильная группа музеев, документирующих историю развития и современное состояние науки и техники и их влияние на эволюцию человеческого общества. Многопрофильные музеи документируют историю науки и техники в целом; отраслевые - отдельные отрасли науки, техники и технологии, промышленного производства: музеи связи, авиации, транспорта, космонавтики. Существует большая группа мемориальных музеев Н. и т., посвящённых выдающимся ученым в области техники и естествознания.
Проблемный принцип показа истории науки и техники в многопрофильных музеях вытесняет в настоящее время отраслевой, позволяя уделять большее внимание взаимосвязи и взаимообусловленности истории развития научно-технической мысли и жизни общества. Современные тенденции проблемного представления обществу научно-технических и индустриальных объектов определяются отношением к ним не только как к памятникам науки и техники, но и как к памятникам культуры с гуманистическим содержанием.
Музей ВВС в Монино Московской обл
В структуре музейной сети страны научно-технические музеи представляют сравнительно с зарубежной практикой небольшую группу, количество музеефицированных памятников науки и техники представлено единицами. Возникшая в 1920-х годах идея музеефикации объектов индустриального наследия осуществилась в России лишь в 1987 г. с созданием завода-музея в г. Нижний Тагил Свердловской области (за рубежом эта практика находит применение с 1930-х годов). Осознание обществом необходимости сохранения объектов индустриального наследия и музеефикации памятников науки и техники в целом подтверждается конкретными примерами (Подводная лодка Д-2 в г. Петербург, проект музеефикации АЭС в г. Обнинск Калужской обл., проект музеефикации ледокола "Ленин").
История
Отдельные предметы, документировавшие развитие науки и техники, входили в состав первых частных коллекций, сформировавшихся в России в 18 в. (Петра I, Я. Брюса, Д. М. Голицына), а также были представлены в Петербургской Кунсткамере, Эрмитаже, в модель-камере Вольного экономического общества. Специализированные музеи открывались при ведомствах: Модель-камера и Рудный кабинет при Берг-Коллегии, Музей истории оружия при Тульском оружейном заводе.
В начале 19 века появилось несколько проектов национального технического музея (1811, 1817, 1821, 1829), которые так и не смогли воплотиться. В 1823 году в Барнауле был открыт музей (к 100-летию горной промышленности на Алтае), главная цель которого заключалась в показе технических достижений механиков на местных заводах. Основное внимание уделялось в экспозиции моделям машин, заводов и рудников. Коллекции предметов техники формировались преимущественно при музеях учебных заведений и отдельных производств. Предметы, экспонировавшиеся на художественно-промышленных выставках, проводившихся сначала в Москве и Петербурге, а затем и в губернских городах, попадали в музеи.
В 1872 г. в Петербурге был открыт музей Прикладных знаний, в Москве - Политехнический музей, один из крупнейших музеев науки и техники в мире. С конца 1870-х гг. он становится ведущим образовательным центром России, где для широкой публики читали лекции крупнейшие учёные (Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев, А.Н. Бекетов и др.). Лекции и экскурсии сопровождались показом опытов и экспериментов. В лабораториях музея, оснащённых современным оборудованием, проводились научные исследования и совершались мировые открытия ("свеча Яблочкова"). Деятельность Политехнического музея в сфере просвещения населения показывает общую просветительскую тенденцию, характерную для музеев России со 2-й полю 19 в.
Русское техническое общество организовало музеи во всех провинциальных отделениях и Подвижной музей наглядных пособий в Петербурге. Задачей технических музеев в 19 в. была пропаганда новейших достижений.
В конце 19-начале 20 века, когда история науки и техники выделяется в отдельную область знания, появляются проекты музея истории техники, частично осуществившиеся лишь в конце 1920-х -начале 1930-х годов. В музее истории науки и техники при Институте истории науки и техники АН СССР, существовавшем в Ленинграде (1931-36) и сосредоточившем благодаря целенаправленной собирательской работе крупную коллекцию предметов техники, главной задачей был показ идей, а не вещей. Заслуживает внимания попытка создания в начале 1930-х годов в Москве Дворца техники, проект экспозиции которой разрабатывали крупные историки науки и техники. Эти проекты не смогли реализоваться из-за "излишнего историзма", уводившего, по-мнению противников такого подхода, от решения актуальных проблем современности. Индустриализация страны, требовавшая внедрения технических новшеств в различных сферах производства, повлекла за собой создание технических музеев как вспомогательных средств государственного строительства (на новостройках, промышленных предприятиях). Многие из них были впоследствии закрыты.
С 1960-х годы возникают музеи космонавтики и авмации, включающие в себя как музеи истории космонавтики, так и мемориальные музеи, посвященные космонавтам и выдающимся ученым в этой области.
В 1980-е годы в связи с осознанием необходимости музеефикации памятников науки и техники появляются первые музеефицированные объекты.
Литература
Березин А.Д. Музеи техники и экономики. М., 1932;
Типы и профили музеев. Технические музеи. М., 1985 (Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информацимя ГБЛ, В.2);
Научно-технические музеи России Справочник. Ч.1 М., 1992;
Парр Дж. Музеи науки: факты или идеи? Музеум. 1992. № 173/174;
Национальный горнозаводской парк. Структура, задачи, перспективы создания. Нижний Тагил, 1998
|