Постановка вопросов:
Работа началась с серии вопросов, сформулированных региональными представителями
АДИТ. Эти вопросы можно условно разделить на три группы:
Кто мы?
Или - что мы АДИТу, что нам АДИТ?
- Для чего АДИТу региональные представительства?
- Зачем нам становится региональными представителями?
Что делать?
Или - какая схема взаимодействия центральных органов АДИТ и его региональных представительств предпочтительнее?
- В каких случаях задачи для региональных представителей формулируют центральные органы АДИТ?
- Когда региональные представители должны сами инициировать действия, расширяющие сферу
влияния АДИТ и их собственного влияния в регионе?
С чего начать?
Или - чем дальше заниматься и к чему мы вообще стремимся?
- Каковы возможные стратегии и модели функционирования представительств?
- Какова суть деятельности региональных представителей и каковы ее конкретные формы?
Авторы попытались дать ответы эти вопросы, проанализировав ситуацию в российских регионах.
Анализ ситуации:
Культурная политика
Попробуем посмотреть, какие субъекты формируют культурную политику региона и каково в ней место
АДИТ. Из предложенной схемы видно, что субъектов деятельности достаточно много, степень влияния
их различна (красным обозначены наиболее, а синим - наименее влиятельные субъекты). Картина
складывается довольно хаотичная, и возникает ощущение, что осмысленной культурной политики в
регионах просто не существует. Хотелось бы особо подчеркнуть, что АДИТу в этой схеме отведено
весьма скромное место. Партнерство поддерживает коммуникации с небольшим участников процесса,
что является одновременно и причиной и следствием отсутствия наработанного авторитета АДИТ в регионах.
Отношение к информатизации
Анализ показал достаточно низкий интерес большинства региональных субъектов к развитию
информационных технологий в сфере культуры. Развитие современных информационных технологий
не относится к числу приоритетных направлений деятельности.
Самоощущения представителей
Зачем становиться региональным представителем? Чрезвычайно важна мотивировка -
заинтересованность в завоевании новых сфер влияния, которые впоследствии превращаются в
деньги, положение, авторитет.
Ответы на вопросы
КТО МЫ?
Деятельность в регионах должна стать
приоритетной для АДИТ. Центр тяжести должен переместится в регионы.
Россия состоит из регионов. И сила организации АДИТ равна силе ее региональных представителей.
Как в любой сети, в которой подобно кассе взаимопомощи, есть ровно то, что в нее вложили
участники. Именно региональные представители погружены в проблемы своего региона, отчасти
формируя его культурную специфику.
Региональные представители должны сами
формировать политику АДИТ в регионах. Не существует единого рецепта для всех регионов.
Характерным для большинства регионов оказалась то, что АДИТ воспринимается как некий
авторитет из Москвы. Старший брат, который поможет, научит, поддержит. И это несмотря на то,
что лидерами в вопросах информатизации культуры, например, музейной деятельности, стали именно
регионы (Петрозаводск, Рыбинск, Владимир и др.), что, казалось бы, должно опрокидывать
представление вечном приоритете столиц.
Центральные органы АДИТ должны содействовать продвижению региональных представителей,
перенаправляя к ним, когда это целесообразно, субъектов культурной деятельности регионов.
В случае необходимости авторитетной поддержки предлагается обращаться не только в Президиум
АДИТ, но и в представительства тех регионов, где авторитет АДИТ высок и имеются ощутимые
достижения в сфере информатизации культуры.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
1. Операциональная деятельность
- Постоянный информационный обмен: создание общедоступной коммуникативной среды (новости, рассылки,
аналитика, различные бюллетени, издания и пр.);
- Организация проведение семинаров в регионе, проведение межрегиональных конференций;
- Экспертные, консалтинговые услуги;
- Создание специализированных БД по проблемам информатизации;
- Обеспечение сопровождения информационной деятельности учреждений культуры.
Сюда входит как налаживание коммуникации (а основная функция АДИТ - коммуникативная), так и
решение технологических проблем (программного и аппаратного обеспечения). Одно учреждение
культуры не всегда в состоянии оплачивать услуги специалистов, обеспечивающих администрирование
баз данных или поддержку технической базы. Такие специалисты могут быть штатными сотрудниками
регионального представительства АДИТ и оказывать услуги сразу нескольким учреждениям
культуры, что выгодно и для АДИТа и для учреждений.
2. Проектная деятельность
АДИТ в ситуации налаженной коммуникации может инициировать проекты, обеспечивать поддержку и
продвижение региональных инициатив, объединять партнеров, участвовать в проектной деятельности
других различных структур и организаций.
Приоритетным остается информационное направление, но возможно участие АДИТ и в других
проектах, способствующих изменениям в сфере культуры. Строго говоря, АДИТ становится
площадкой для региональных инициатив.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
АДИТ не может продолжать свою деятельность, оставаясь в рамках информационных технологий,
ему необходимо встраиваться в культурную политику регионов.
Региональные представительства АДИТ без ложной скромности должны заявить о себе в регионе:
- АДИТ - это информационные технологии в культуре.
- АДИТ - это его региональные представители.
Если перед АДИТ хочет стать востребованным в самых различных сферах, необходимо активно
взаимодействовать со всеми субъектами, действующими на поле культурной политики. Любое
предложение о совместной деятельности должно решать проблемы, как той, так и другой
договаривающейся стороны.
В таблице обозначены точки пересечений интересов или приоритетов АДИТ и региональных
субъектов и возможные виды деятельности, связанные с взаимными интересами.
|