НП "Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии" (АДИТ)
 
ОБУЧЕНИЕ /  ПРОЕКТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ /  ПРОШЕДШИЕ СЕМИНАРЫ /  КСТОВО / ДОКЛАДЫ /
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

АНАЛИТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
"ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ АДИТ В ПРОСТРАНСТВЕ
СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ,
НАЦИОНАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТЫ"
(КСТОВО, 25 - 27 МАЯ 2002 Г.)

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА АДИТ:
РАБОТА С ТЕРРИТОРИЯМИ, ОРГАНАМИ ВЛАСТИ
И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБЛАСТНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЕЙ
Бобров А.М., Дукельский В.Ю., Згуровец И.Б., Кощеева Е.Л.,
Лагутин А.Б., Мишанова М.В., Назипова Г.Р., Сергеева Н.П.

Постановка вопросов:

Работа началась с серии вопросов, сформулированных региональными представителями АДИТ. Эти вопросы можно условно разделить на три группы:

Кто мы?

Или - что мы АДИТу, что нам АДИТ?

  • Для чего АДИТу региональные представительства?
  • Зачем нам становится региональными представителями?

Что делать?

Или - какая схема взаимодействия центральных органов АДИТ и его региональных представительств предпочтительнее?

  • В каких случаях задачи для региональных представителей формулируют центральные органы АДИТ?
  • Когда региональные представители должны сами инициировать действия, расширяющие сферу влияния АДИТ и их собственного влияния в регионе?

С чего начать?

Или - чем дальше заниматься и к чему мы вообще стремимся?

  • Каковы возможные стратегии и модели функционирования представительств?
  • Какова суть деятельности региональных представителей и каковы ее конкретные формы?

Авторы попытались дать ответы эти вопросы, проанализировав ситуацию в российских регионах.

Анализ ситуации:

Культурная политика

Попробуем посмотреть, какие субъекты формируют культурную политику региона и каково в ней место АДИТ. Из предложенной схемы видно, что субъектов деятельности достаточно много, степень влияния их различна (красным обозначены наиболее, а синим - наименее влиятельные субъекты). Картина складывается довольно хаотичная, и возникает ощущение, что осмысленной культурной политики в регионах просто не существует. Хотелось бы особо подчеркнуть, что АДИТу в этой схеме отведено весьма скромное место. Партнерство поддерживает коммуникации с небольшим участников процесса, что является одновременно и причиной и следствием отсутствия наработанного авторитета АДИТ в регионах.

Отношение к информатизации

Анализ показал достаточно низкий интерес большинства региональных субъектов к развитию информационных технологий в сфере культуры. Развитие современных информационных технологий не относится к числу приоритетных направлений деятельности.

Самоощущения представителей

Зачем становиться региональным представителем? Чрезвычайно важна мотивировка - заинтересованность в завоевании новых сфер влияния, которые впоследствии превращаются в деньги, положение, авторитет.

Ответы на вопросы

КТО МЫ?

Деятельность в регионах должна стать приоритетной для АДИТ. Центр тяжести должен переместится в регионы.

Россия состоит из регионов. И сила организации АДИТ равна силе ее региональных представителей. Как в любой сети, в которой подобно кассе взаимопомощи, есть ровно то, что в нее вложили участники. Именно региональные представители погружены в проблемы своего региона, отчасти формируя его культурную специфику.

Региональные представители должны сами формировать политику АДИТ в регионах. Не существует единого рецепта для всех регионов.

Характерным для большинства регионов оказалась то, что АДИТ воспринимается как некий авторитет из Москвы. Старший брат, который поможет, научит, поддержит. И это несмотря на то, что лидерами в вопросах информатизации культуры, например, музейной деятельности, стали именно регионы (Петрозаводск, Рыбинск, Владимир и др.), что, казалось бы, должно опрокидывать представление вечном приоритете столиц.

Центральные органы АДИТ должны содействовать продвижению региональных представителей, перенаправляя к ним, когда это целесообразно, субъектов культурной деятельности регионов.

В случае необходимости авторитетной поддержки предлагается обращаться не только в Президиум АДИТ, но и в представительства тех регионов, где авторитет АДИТ высок и имеются ощутимые достижения в сфере информатизации культуры.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. Операциональная деятельность

  • Постоянный информационный обмен: создание общедоступной коммуникативной среды (новости, рассылки, аналитика, различные бюллетени, издания и пр.);
  • Организация проведение семинаров в регионе, проведение межрегиональных конференций;
  • Экспертные, консалтинговые услуги;
  • Создание специализированных БД по проблемам информатизации;
  • Обеспечение сопровождения информационной деятельности учреждений культуры.

Сюда входит как налаживание коммуникации (а основная функция АДИТ - коммуникативная), так и решение технологических проблем (программного и аппаратного обеспечения). Одно учреждение культуры не всегда в состоянии оплачивать услуги специалистов, обеспечивающих администрирование баз данных или поддержку технической базы. Такие специалисты могут быть штатными сотрудниками регионального представительства АДИТ и оказывать услуги сразу нескольким учреждениям культуры, что выгодно и для АДИТа и для учреждений.

2. Проектная деятельность

АДИТ в ситуации налаженной коммуникации может инициировать проекты, обеспечивать поддержку и продвижение региональных инициатив, объединять партнеров, участвовать в проектной деятельности других различных структур и организаций.

Приоритетным остается информационное направление, но возможно участие АДИТ и в других проектах, способствующих изменениям в сфере культуры. Строго говоря, АДИТ становится площадкой для региональных инициатив.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

АДИТ не может продолжать свою деятельность, оставаясь в рамках информационных технологий, ему необходимо встраиваться в культурную политику регионов.

Региональные представительства АДИТ без ложной скромности должны заявить о себе в регионе:

  • АДИТ - это информационные технологии в культуре.
  • АДИТ - это его региональные представители.

Если перед АДИТ хочет стать востребованным в самых различных сферах, необходимо активно взаимодействовать со всеми субъектами, действующими на поле культурной политики. Любое предложение о совместной деятельности должно решать проблемы, как той, так и другой договаривающейся стороны.

В таблице обозначены точки пересечений интересов или приоритетов АДИТ и региональных субъектов и возможные виды деятельности, связанные с взаимными интересами.

© АДИТ, 2002