ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ /  РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ /  ПРАКТИКУМ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
В ГОСУДАРСТВЕННОМ ДАРВИНОВСКОМ МУЗЕЕ
К.А.Наседкин, С.А.Герасимов

В 1994 году начался переезд Государственного Дарвиновского музея в новое здание. Нужно было не только переместить основную часть фонда, но и создать экспозицию "по последнему слову". В 1994 году уже было очевидно, что в этом деле не обойтись без информационных технологий. Отдел информатики перебрался в новое здание первым и начал тянуть локальную сеть. В 1995 году она объединила компьютерные системы научных отделов, и на повестку дня встала задача создания системы информационного обслуживания посетителей.

К моменту открытия экспозиции на третьем этаже были созданы два небольших информационных отсека, работающих на базе видео-проекторов. Преимущества проекторов перед традиционными видео-двойками, очевидны: это и значительно больший размер экрана, четкость картинки, возможность подключения компьютера, повышенная защищенность от вандализма.

Большая работа велась и издательским отделом. Помимо этикетажа печатались путеводители по музею и обучающие гиды-буклеты. Такие издания не только компенсируют недостаток экскурсоводов, но и позволяют глубже изучить различные информационные пласты действующей экспозиции. Сегодня в ГДМ используется более 20 видов обучающих гидов по разным темам и для разных возрастных групп.

В 1996 году по России начал быстро распространяться интернет. Стало модным открывать интернет-залы, интернет-классы и другие места коллективного доступа в глобальную сеть. Сотрудники ГДМ решили избрать иной путь: создать музей, открытый в интернет. По нашему замыслу, человек, находящийся в стенах музея, через компьютерные терминалы в залах должен получить одновременно доступ в интернет и к "Серверу экскурсий" ГДМ - расширенному информационному блоку, посвященному музейным экспозициям. А пользователи сети интернет так же получат доступ к серверу экскурсий и посетят музей виртуально, "проходя" в залы музея через сеть в экспозиции. Предстояло создать уникальную систему, не имевшую аналогов в России и за рубежом.

И такая система была создана в 1997 году. Она состоит из четырех основных модулей: "Сервер экскурсий" и "Виртуальный экскурсовод", локальная сеть в экспозиции и содержательное наполнения "Сервера экскурсий" (электронные справочники и виртуальные экскурсии).

В совокупности система обладает следующими возможностями:

  • предоставляет справочную информацию по музею в целом (навигатор - поэтажные планы и инфраструктура музея: раздевалка, кинолекторий, бар и т.п.);
  • предоставляет информацию по экспозиции (увеличенные изображения экспонатов с подробными комментариями, раскрытие биологических понятий, виртуальные экскурсии и т.п.);
  • информационно расширяет действующие экспозиции (сведения о предметах, отсутствующих в экспозиции; данные о прошедших выставках; и т.п.);
  • анонсирует родственные российские и зарубежные музеи;
  • усиливает восприятие за счет применения мультимедиа технологий (звуковое сопровождение, видео- и управляемые панорамы);
  • предоставляет подготовленные материалы пользователям интернет;
  • предоставляет разнообразные способы отбора и поиска необходимой информации;
  • позволяет проводить анкетирование посетителей.
  • Система легко масштабируется, т.е. к одному серверу добавляется почти неограниченное число терминалов. Возможна установка нескольких серверов для филиалов.

Программы системы "Виртуальный экскурсовод" обладают и рядом важных дополнительных преимуществ:

  • удобный интерфейс, простота в использовании;
  • возможность поэтапной разработки содержательного наполнения (экскурсии могут создаваться поэтапно и легко изменяться в последующем, изменения автоматически переносятся на все терминалы);
  • возможность привязки к теме или месту в экспозиции;
  • взаимозаменяемость (любой терминал может выполнять функции другого);
  • простота в обслуживании и информационная контролируемость (отслеживается поведение каждого терминала, аппаратные сбои, компьютеры автоматически включаются в рабочие часы музея и отключаются на ночь);
  • высокая степень защиты от вандализма и хакерства 1;
  • тиражируемость (возможен перенос виртуальных экскурсий на CD-ROM);
  • совместимость с международными стандартами.

С технической точки зрения система построена по технологии клиент-сервер и состоит из серверной и клиентской части. "Сервер экскурсий" представляет собой Интранет (web) сервер, объединенный с терминалами в экспозиции посредством локальной сети. Программная оболочка "Виртуальный экскурсовод", установленная на терминалах, является посредником между систематизированной информацией на "Сервере экскурсий" и посетителем музея.

Система помогает и традиционным способам организации образовательной работы в музее: проведению экскурсий, использованию обучающих гидов, работе кружков и хорошо сочетается с действующими видео-блоками. "Сервер экскурсий" и "Виртуальный экскурсовод" постоянно совершенствуется.

Данная система эффективно эксплуатируется в Государственном Дарвиновском музее около 4 лет.


1 Для решения этих проблем был предпринят ряд мер:
  • Изготовлены специальные запираемые стойки для компьютеров.
  • Доработаны серийные мониторы: заблокирована возможность изменения настроек и выключения. Создан специальный ключ для обслуживающего персонала.
  • Разработана процедура проверки целостности и функциональности программной оболочки "Виртуальный экскурсовод", операционной системы, компьютерного блока и сетевого соединения.
  • Разработана программная защита операционной системы специальным модулем защиты и слежения программной оболочки "Виртуальный экскурсовод".
  • Разработана физическая защита локальной сети и сети электропитания терминалов.
  •   Наверх к ссылке на сноску
© Музей будущего, 2000-2001