ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ /  КУЛЬТУРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ И ПРОЕКТЫ /  ТЕОРИЯ
КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ: ОТ ЗАМЫСЛА К РЕАЛИЗАЦИИ
(фрагмент статьи)
В.Ю. Дукельский

Тем, кто всерьез собирается заняться составлением проектов, полезно было бы начать с чтения "Сказки о царе Салтане", представляющей собой, помимо прочего, великолепное пособие по проектированию. Уже в первых строках пушкинской сказки каждая из трех сестер в невинном разговоре за прялкой представила свой проектный замысел.

"Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир".

     Первый проект

- "Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".

     Второй проект

- "Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".

     Третий проект

Зная события, последовавшие за неосторожно высказанными вслух мыслями, мы можем сделать ряд выводов, касающихся характера постановки цели в проектах.
Первый: цель должна стоить того, чтобы к ней стремиться.
Второй: определение цели является предпосылкой успеха, но не гарантирует его.
Третий: успех зависит от способа достижения цели.
Четвертый: цель должна соотноситься с направлением деятельности и потенциалом, то есть быть реальной.
Пятый: цель и этапы ее осуществления должны быть выстроены в определенной последовательности.
Шестой: достигаемый, в конечном счете, результат должен быть способен развиваться самостоятельно и порождать новые типы деятельности.

Цель у всех сестер была одна - стать царицей, но старшие предложили проекты затратные, нереальные, не имеющие перспектив и, главное, - никак не соотнесенные с целью. Фантазия сестер-неудачниц не шла дальше обыденных домашних занятий, пусть и приобретших гипертрофированные размеры в соответствии с их представлениями о царской жизни. Естественно, Салтан, выступивший в роли эксперта, определил этих девиц к станку и на кухню.

Напротив, младшая сестра сумела поставить цель реальную, позволяющую неженатому Салтану решить свои проблемы и непосредственно связанную с царским бракосочетанием.

Все проекты похожи на лестницу, но это лестница приставная, где нельзя перепрыгивать через ступеньки. Венчание - честной пир - кровать слоновой кости - зачатие - рождение богатыря.

  ПРОЕКТ ВСЕГДА СИСТЕМЕН И СОСТОИТ ИЗ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.

В нашем примере царь Салтан и не заметил, как сам стал составной частью проекта. Вот почему его отъезд на войну повлек за собой далеко идущие последствия и едва не поставил под вопрос осуществление задуманного.

Фактор ограничения во времени важен не только сам по себе. Он является показателем планируемости работы по осуществлению проекта, дает возможность реализовывать его поэтапно и просчитать сроки "грядущих родин". Изготовление "полотна на весь мир", напротив, представляло собой рутинную деятельность в чистом виде. "Пир на весь мир" имел временные границы, но был не более чем одноразовой акцией, после которой, рано или поздно, все снова бы проголодались.

Настоящий проект, хотя и является ответом на внешний запрос, может считаться относительно независимым и самодостаточным, по крайней мере, на стадии реализации.

Инновационность и неповторимость, казалось бы, относятся к бесспорным характеристикам проектной деятельности. В действительности все обстоит сложнее, поскольку степень инновационности бывает разной. Проект может быть новым для данной сферы, данного региона, данной организации, или новым вообще, то есть уникальным. Факт рождения сына в законном браке не представлял собой ничего необычного, а вот появление на свет наследника престола, да к тому же богатыря, содержало ярко выраженный элемент инновационности. На что и купился царь Салтан.

Новизну проекта всегда можно подвергнуть сомнению. Именно этим и занялись позднее родственники князя Гвидона по материнской линии, высмеивавшие смелые начинания на пустынном прежде острове:

"Что тут дивного? ну, вот!
Белка камушки грызёт…"

Или:

"Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!"

Иными словами, очень многое при определении степени инновационности зависит от интерпретации проектной идеи. К тому же,

  ЧЕМ НЕОРДИНАРНЕЕ ПРОЕКТ, ТЕМ БОЛЬШЕ СТЕПЕНЬ РИСКА.

  Полный текст.  Скачать ZIP-архив с текстом статьи в формате RTF.

© Музей будущего, 2000-2001