Тем, кто всерьез собирается заняться
составлением проектов, полезно было бы начать с
чтения "Сказки о царе Салтане",
представляющей собой, помимо прочего,
великолепное пособие по проектированию. Уже в
первых строках пушкинской сказки каждая из трех
сестер в невинном разговоре за прялкой
представила свой проектный замысел.
"Кабы я была царица, - Говорит одна девица, - То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир". | | Первый проект |
- "Кабы я была царица, - Говорит её сестрица, - То на весь бы мир одна
Наткала я полотна". | | Второй проект |
- "Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица, - Я б для батюшки-царя
Родила богатыря". | | Третий проект |
Зная события, последовавшие за неосторожно
высказанными вслух мыслями, мы можем сделать ряд
выводов, касающихся характера постановки цели в
проектах.
Первый: цель должна стоить того, чтобы к ней
стремиться.
Второй: определение цели является
предпосылкой успеха, но не гарантирует его.
Третий: успех зависит от способа
достижения цели.
Четвертый: цель должна соотноситься с направлением деятельности и
потенциалом, то есть быть реальной.
Пятый: цель и этапы ее осуществления должны
быть выстроены в определенной
последовательности.
Шестой: достигаемый, в конечном счете,
результат должен быть способен развиваться
самостоятельно и порождать новые типы
деятельности.
Цель у всех сестер была одна - стать царицей, но
старшие предложили проекты затратные,
нереальные, не имеющие перспектив и, главное, -
никак не соотнесенные с целью. Фантазия
сестер-неудачниц не шла дальше обыденных
домашних занятий, пусть и приобретших
гипертрофированные размеры в соответствии с их
представлениями о царской жизни. Естественно,
Салтан, выступивший в роли эксперта, определил
этих девиц к станку и на кухню.
Напротив, младшая сестра сумела поставить цель
реальную, позволяющую неженатому Салтану решить
свои проблемы и непосредственно связанную с
царским бракосочетанием.
Все проекты похожи на лестницу, но это лестница
приставная, где нельзя перепрыгивать через
ступеньки. Венчание - честной пир - кровать
слоновой кости - зачатие - рождение богатыря.
В нашем примере царь Салтан и не заметил, как
сам стал составной частью проекта. Вот почему его
отъезд на войну повлек за собой далеко идущие
последствия и едва не поставил под вопрос
осуществление задуманного.
Фактор ограничения во времени важен не только
сам по себе. Он является показателем
планируемости работы по осуществлению проекта,
дает возможность реализовывать его поэтапно и
просчитать сроки "грядущих родин".
Изготовление "полотна на весь мир",
напротив, представляло собой рутинную
деятельность в чистом виде. "Пир на весь мир"
имел временные границы, но был не более чем
одноразовой акцией, после которой, рано или
поздно, все снова бы проголодались.
Настоящий проект, хотя и является ответом на
внешний запрос, может считаться относительно
независимым и самодостаточным, по крайней мере,
на стадии реализации.
Инновационность и неповторимость ,
казалось бы, относятся к бесспорным
характеристикам проектной деятельности. В
действительности все обстоит сложнее, поскольку
степень инновационности бывает разной.
Проект может быть новым для данной сферы, данного региона, данной
организации, или новым вообще, то есть уникальным.
Факт рождения сына в законном
браке не представлял собой ничего необычного, а
вот появление на свет наследника престола, да к
тому же богатыря, содержало ярко выраженный
элемент инновационности. На что и купился царь
Салтан.
Новизну проекта всегда можно подвергнуть
сомнению. Именно этим и занялись позднее
родственники князя Гвидона по материнской линии,
высмеивавшие смелые начинания на пустынном
прежде острове:
"Что тут дивного? ну, вот!
Белка камушки грызёт…"
Или:
"Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!"
Иными словами, очень многое при определении
степени инновационности зависит от
интерпретации проектной идеи. К тому же,
|