Во время проектно-аналитического семинара "Информационный менеджмент в сфере
культуры" (Петрозаводск, 9 - 13 июля 2000 года) группой "Информационно-ресурсные центры"
(Координатор группы - С.Э.Зуев) была разработана схема деятельности подобного центра:
В приведенную схему укладывается все, что происходило, происходит и будет происходить в
сфере информационной деятельности, и в этом, если угодно, заключается и сила, и слабость этой схемы.
Понятно, что, опираясь на нее, реальный информационно-ресурсный центр построить сложно.
Она для этого недостаточно конкретна. Но для наших рассуждений схема удобна, т.к. проявляет
некоторые важные моменты в интересующей нас сфере деятельности.
Начнем ее рассмотрение с перехода
AB
(АнализОписание). Он
высвечивает еще одно базовое различие индустриальной и постиндустриальной стадий развития. Оно связано с типом ресурсов.
Одно из важнейших свойств индустриального ресурса - истощаемость. Ресурс расходуется,
уменьшается в ходе его использования. Качая нефть из скважины, мы должны помнить, что рано или поздно она иссякнет. Информационные ресурсы
обладают иными свойствами, обычно их относят к типу синергетических или саморасширяющихся. В
процессе использования такие ресурсы увеличиваются, а качество их улучшается. Понятно, что работать с истощаемыми и саморасширяющимися
ресурсами следует по-разному. Но осознание того обстоятельства, что превращение культурного ресурса в информационный есть одновременно
превращение истощаемого ресурса в синергетический приходит не сразу. […]
…Следует отметить важность перехода от накопления информации к ее интерпретации
(BC).
Собственно превращение данных в информацию и происходит в тот момент, когда их начинают для чего-то использовать. Но интерпретация
- особое использование. Она имеет автора и адресата, а, кроме того, предполагает определенную ответную реакцию адресата в виде
мысли или действия. Другими словами, интерпретация преследует очень земные, утилитарные цели. Отсюда следует важный вывод:
информационно-ресурсное обеспечение всегда ориентировано на поддержку конкретного типа деятельности (музейной, туристской,
концертной и т.п.), требует четко обозначенного круга адресатов.
И здесь на повестку дня встает вопрос о выборе информационной стратегии. Анализ деятельности существующих информационных структур позволяет вычленить четыре типа информационных стратегий:
- Создание корпоративных баз данных
- Обслуживание запросов
- Навязывание своей позиции
- Формирование коммуникационного пространства
При этом следует сразу отметить, что создание корпоративных баз данных можно назвать стратегией лишь условно. В приведенной схеме оно лежит в зоне
AB.
Библиотека как книгохранилище не имеет информационной стратегии. Стратегия появляется у нее в тот момент, когда описана процедура комплектования
(предполагающего конкретную читательскую аудиторию). План принятия решений в этой области и будет стратегией комплектования библиотечных
фондов. А если дополнить его планом принятия решений по выдаче изданий (кому и как выдаем), то в совокупности они составят информационную стратегию библиотеки.
Обслуживание запросов - это уже полноценная стратегия. Она основана на отсутствии собственных приоритетов. План принятия решений
сводится к известной формуле "Чего изволите?". В таком режиме обычно работают информационные агентства, чьи интересы лежат,
как правило, в сугубо рыночной области. Они продают ту информацию, которую у них хотят купить. Интересно, что ТАСС советских времен
в этом смысле не был информационным агентством, т.к. вел прямо противоположную стратегию, основанную на навязывании своей позиции.
Стратегия навязывания позиции сохраняет актуальность и сегодня, но реализуют ее обычно не информагентства, а средства массовой информации.
И, наконец, все большее распространение получает стратегия информационной инициативы, ориентированная на формирование
коммуникационного пространства. Мощным техническим подспорьем в ее реализации стал интернет. По справедливому наблюдению одного из
современных исследователей, "сегодня интернет не только место, где ищут информацию, но и
пространство личного общения и, что, возможно, еще важнее, место построения сообщества…" 1.
Действительно, в интернет можно не только найти группу, подходящую тебе по интересам, но и
сформировать такую вокруг себя. Наиболее удобны для этих целей форумы. В форуме главным способом формирования
коммуникационного пространства становится реплика. Уподобившись Богу-творцу, мы получили возможность строить свой мир, начиная со Слова.
Понятно, что реальная деятельность конкретного субъекта информационного поля может строиться на одной из четырех обозначенных стратегий, но
чаще приходится сталкиваться с некой их комбинацией и говорить о преобладающей тенденции.
|