ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ /  РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ /  ТЕОРИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КАК РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ
(фрагмент статьи)
А.В.Лебедев

Во время проектно-аналитического семинара "Информационный менеджмент в сфере культуры" (Петрозаводск, 9 - 13 июля 2000 года) группой "Информационно-ресурсные центры" (Координатор группы - С.Э.Зуев) была разработана схема деятельности подобного центра:

В приведенную схему укладывается все, что происходило, происходит и будет происходить в сфере информационной деятельности, и в этом, если угодно, заключается и сила, и слабость этой схемы.

Понятно, что, опираясь на нее, реальный информационно-ресурсный центр построить сложно. Она для этого недостаточно конкретна. Но для наших рассуждений схема удобна, т.к. проявляет некоторые важные моменты в интересующей нас сфере деятельности.

Начнем ее рассмотрение с перехода AB (АнализОписание). Он высвечивает еще одно базовое различие индустриальной и постиндустриальной стадий развития. Оно связано с типом ресурсов. Одно из важнейших свойств индустриального ресурса - истощаемость. Ресурс расходуется, уменьшается в ходе его использования. Качая нефть из скважины, мы должны помнить, что рано или поздно она иссякнет. Информационные ресурсы обладают иными свойствами, обычно их относят к типу синергетических или саморасширяющихся. В процессе использования такие ресурсы увеличиваются, а качество их улучшается. Понятно, что работать с истощаемыми и саморасширяющимися ресурсами следует по-разному. Но осознание того обстоятельства, что превращение культурного ресурса в информационный есть одновременно превращение истощаемого ресурса в синергетический приходит не сразу. […]

…Следует отметить важность перехода от накопления информации к ее интерпретации (BC). Собственно превращение данных в информацию и происходит в тот момент, когда их начинают для чего-то использовать. Но интерпретация - особое использование. Она имеет автора и адресата, а, кроме того, предполагает определенную ответную реакцию адресата в виде мысли или действия. Другими словами, интерпретация преследует очень земные, утилитарные цели. Отсюда следует важный вывод: информационно-ресурсное обеспечение всегда ориентировано на поддержку конкретного типа деятельности (музейной, туристской, концертной и т.п.), требует четко обозначенного круга адресатов.

И здесь на повестку дня встает вопрос о выборе информационной стратегии. Анализ деятельности существующих информационных структур позволяет вычленить четыре типа информационных стратегий:

  1. Создание корпоративных баз данных
  2. Обслуживание запросов
  3. Навязывание своей позиции
  4. Формирование коммуникационного пространства

При этом следует сразу отметить, что создание корпоративных баз данных можно назвать стратегией лишь условно. В приведенной схеме оно лежит в зоне AB. Библиотека как книгохранилище не имеет информационной стратегии. Стратегия появляется у нее в тот момент, когда описана процедура комплектования (предполагающего конкретную читательскую аудиторию). План принятия решений в этой области и будет стратегией комплектования библиотечных фондов. А если дополнить его планом принятия решений по выдаче изданий (кому и как выдаем), то в совокупности они составят информационную стратегию библиотеки.

Обслуживание запросов - это уже полноценная стратегия. Она основана на отсутствии собственных приоритетов. План принятия решений сводится к известной формуле "Чего изволите?". В таком режиме обычно работают информационные агентства, чьи интересы лежат, как правило, в сугубо рыночной области. Они продают ту информацию, которую у них хотят купить. Интересно, что ТАСС советских времен в этом смысле не был информационным агентством, т.к. вел прямо противоположную стратегию, основанную на навязывании своей позиции.

Стратегия навязывания позиции сохраняет актуальность и сегодня, но реализуют ее обычно не информагентства, а средства массовой информации.

И, наконец, все большее распространение получает стратегия информационной инициативы, ориентированная на формирование коммуникационного пространства. Мощным техническим подспорьем в ее реализации стал интернет. По справедливому наблюдению одного из современных исследователей, "сегодня интернет не только место, где ищут информацию, но и пространство личного общения и, что, возможно, еще важнее, место построения сообщества…" 1. Действительно, в интернет можно не только найти группу, подходящую тебе по интересам, но и сформировать такую вокруг себя. Наиболее удобны для этих целей форумы. В форуме главным способом формирования коммуникационного пространства становится реплика. Уподобившись Богу-творцу, мы получили возможность строить свой мир, начиная со Слова.

Понятно, что реальная деятельность конкретного субъекта информационного поля может строиться на одной из четырех обозначенных стратегий, но чаще приходится сталкиваться с некой их комбинацией и говорить о преобладающей тенденции.


1 Петрова Н.П. Русский интернет как открытое фольклорное сообщество. На сервере Российского института культурологии [on-line]. [Цит. 4 июня 2003 г.]. Метод доступа: <http://www.kida.ru/litra/folklor.html>.   Наверх к ссылке на сноску

  Полный текст.  Скачать ZIP-архив с текстом статьи в формате RTF.

© Музей будущего, 2000-2001