СМЕРТНЫЕ БОГИ.
С чем сравним молодое бытие на морском берегу, когда полон сил, когда кругом друзья, когда одно застолье перетекает в другое? С Элладой времен рассвета человечества. Ибо не важно, как называется эта волнующее живое и огромное пространство - Эгейское, Черное (вспомним Искандера) или Каспийское море. Потому, что только там человек ощущает полную радость владения своим и чужим телом, радость общения с другими молодыми богами, ощущение вкусности бытия в каждом глотке вина, в каждой поэтической строчке. Это, конечно, язычество. Но что же служит фоном для такого равенства и счастья? Да все вечные предметы и понятия - дружба, любовь, Дагестанские горы, Советский Союз. Этот задник для молодого действа кажется естественным, как воздух, как солнце, и потому с ним даже можно легко пикироваться, обозначая свое неповторимое «я». На таком фоне хорошо работается, и они были последними строителями нашей великой Страны. Мы доживаем и дотранжириваем материальный мир, созданный ими. Шестидесятники, несмотря на легую иронию, были созидателями, а мы, их дети, оказались лишь рефлексирущими на сломе парадигм паразитами. При нас окончилась Романтика и Запад снова оказался на западе, а Восток - на востоке. Разодрался и упал занавес- задник в храме этого дионисийства и вечными оказались лишь горы да море, да неотвратимое время. Как это переживать? Кто как может - тот так и справляется. Они стареют и уходят очень достойно, это тем более достойно уважения, что, будучи неверующим поколением, они отчитываются только перед своей совестью и не лгут ей. Хорошо, что Михаил Иванович наивен как человек. Это даже очень хорошо для современного художественного процесса, в котором, с аналогичными работами существуют люди, называющие себя профессиональными художниками, и зарабатывающие на жизнь продажей. Михаил Иванович им не конкурент, он кандидат физико-математических наук, доцент Московской государственной геологоразведочной академии, занимается наукой и студентами и за это имеет свой хлеб с маслом. А вот подобные ему по конечному творческому результату профессиональные художники не могут, к примеру, находить алмазные трубки или исследовать абсолютный возраст земли и поэтому так охраняют свою нишу, ибо харчеваться им больше негде. У нас долгое время люди получали деньги за знание иностранного языка, и вдруг выяснилось, что за рубежами иногда и по два знают и за бесплатно. Как-то мне профессиональный певец сказал, что навыкам пения можно обучить любого, был бы элементарный слух, только он, любой, об этом не знает, и слава Богу, а то какая конкуренция бы началась... Ну а Михаил Иванович, как человек честный и шестидесятник, верит и художникам, и искусствоведам и с пиететом к ним относится. Он, сам преподаватель, и опять же шестидесятник, и модернист, доверяет силе искусствоведческих знаний и искусствоведческого слова, хоть и занимается своими картинками уже два десятка лет. А по мне - так ему учиться и необязательно, как он сам этот предмет превозмог помалу. Конечно, не все у него ровно и ценно, но, несомненно, есть хорошие работы. Другое дело что по своей природе он скорее автор, чем исполнитель, и вынянчив идею он уже почти сразу теряет к ней интерес. Поэтому в технике - всегда небрежность. Голова требует рождения новых объектов, но все они получаются немного недоношенными, не приобретшими товарный вид. И с этой позиции - он совсем не современный человек. Больше того, он еще и стихи пишет, распыляется, так сказать, да и жена его стихи пишет и картины, но деньги ей тоже государство не за это дает. Оно, государство, ее, как и мужа, уважает за дела государственные, а про их семейное самодеятельное творчество и не знает ничего. Конечно, Михаил Иванович Кандинского любит и книжки опять же любит, их у него просто пропасть какая-то, а главное, любит работать. Они все работали не столько “по необходимости”, сколько “по любви”, молодежь периода расцвета Империи, наивные подростковые боги, оказавшиеся хорошими, но смертными людьми. И в этом есть какая-то волнующая, трогающая нас наивность, а в остальном (художественном творчестве) - это умная, ученая самодеятельность. Как у Малевича, к примеру... Вовк Игорь Валя Метальникова http://narod-galeri.narod.ru/index.html
Поэзия М.И. Кучера
Так пролетят, прокружатся года, Мы все взрослее в этой круговерти, Но зрелость наступает лишь тогда, Когда постигнешь милосердье смерти.
*****
В свою ли, или в жизнь великих Я всматриваюсь ночь, и днесь, Сам чую, вижу в скорбных ликах, Что страшный суд над нами здесь
***** Я тлеющие головешки Прошедшей жизни шевелю; Огня уж нет, тепла немножко, Лишь чем- то изредка шиплю...
***** Вот и еще один свитер сносился, Как быстро десять лет прошло, Еще один - и все...
*****
Послание Б.А. От вспыхнувшего вдруг желания Все оборвалось в пустоту, И шар стеклянный ожидания Дрожит, почуяв высоту...
*****
Когда меня сжигает адский пламень, Кисть ядовита и темно перо, Давай сольемся в восходящей гамме Слепяще - бело- черного Эро...
*****
Я жил дня три или четыре На озере, в степной глуши, Там с зорькой дни встречал простые, На лодке ездил в камыши. Дом егеря, айва да груши, Звон комаров по вечерам, Восточный силуэт индюшек Пожалуй, все, что было там. Я хлеб делил с овчаркой Капой, Она входила в домик мой, И морду положив на лапы, Смотрела умно и с тоской. А накормив щенят крикливых, Ложилась рядом на причал, Спала, во сне скуля визгливо. Молчала степь, и я молчал. Хотя был август не закончен, Уж где-то гром вел разговор, Сполохи воробьиной ночью Чертили цепи дальних гор. Кольцо грозовое сужалось, Душнее становились дни, Что мало жить в тепле осталось, Напоминали мне они.
*****
Книга жизни моей все богаче, Но обложка, обложка как стерлась! Редко кто внутрь заглянет.
*****
КРЫМСКАЯ НОЧЬ Луна дорожку проложила Сквозь небо, море, хвойный лес, И как лунатик одержимый, Все выше я на башню лез. А ночь, словно сосуд бездонный, Меня затягивала вниз, Где у излучины огромной Мерцал огнями Кореиз. Темно и душно, как в кувшине, И через горлышко луны Последний луч светил с вершины Из той, из солнечной страны.
*****
Стареет уж корабль мой, Но море бороздит, Друзья остались за кормой, А кто- то впереди. Вдаль устремлен печальный бред И спутницы моей, Огни ракет чужих побед В тумане мнятся мне. Матросы младшие глядят С утра на горизонт, Где яхты стройные летят, Взрезая синий Понт. И на Полярную Звезду Направив старый челн, Я прошептал: к тебе иду! И прыгнул в бездну волн.
*****
МАРТ Еще светило гостею незваной Задворками спешит за горизонт, Еще дома дрожат в холодных ваннах, Раскрывши в небе дыма черный зонт. Еще ледово- голубое море, И будто карцер уличная тень, И город, словно родственница в горе, Ночами стынет и в слезах весь день. И непонятно, отчего он плачет, И почему меня страшит весна, А глупые скворцы все скачут, скачут, И все трещат с утра и до темна.
*****
Как падающий снег волнует, Как будто в сельской ты глуши, Как нежно раны он врачует Домов, и улиц, и души. Дома, угрюмые доселе От несварения квартир, Припудрились, и веселее Таращатся на белый мир. Снег в танец зазывает, кружит, Задвигался весь город сплошь, И топчется, как пьяный с кружкой, Пропивший свой последний грош.
*****
Живем, мечтаем, замки строим, Метем дома и города, Но победит и все покроет Земля, как Трою, навсегда...
*****
Была любовь? Была, была! А жгла ли боль? Ох жгла, ох жгла! Прошла ли боль? Прошла, прошла. Но и любовь Ушла, ушла. А что ж осталось? Жалость, жалость.
|