Мир художника, загадочный и непредсказуемый, раскрывается как сплав жизненных переживаний и эстетических представлений на выставке «Портрет в творчестве наивных художников России». Портрет и автопортрет в их интерпретации - явление не только художественное, но и социальное. Как правило, модели и творцы близки друг другу по жизненным ситуациям и интересам. Даже создавая автопортрет, художник списывает с себя в общезначимые моменты жизни коллектива, общества. Стефания Базыленко пишет себя в солнечном пространстве цветущего сада – своеобразном Эдеме – мечте человечества. Художник Владимир Макаров окружает себя миром идеальных образов и ситуаций. Ольга Лобанова создала серию портретов своих друзей – художников и искусствоведов, дав каждому свою характеристику и объединив их общим состоянием жизненного интереса. Экспозиция выставки погружает зрителя в мир идеальных представлений наивных художников. Здесь запечатлена жизнь не только современников, но и своеобразная память, и мечта наших предков о жизни детей и внуков. Лейтмотивом выставки «Наивные художники и война» является полотно Елены Волковой «Мир всем!» - мир живущим и сохранившим память о павших в Великой Отечественной войне. Владимир Ильич Грозин, Директор ММНИ.
Выставка портрета в ММНИ отражает актуальную тенденцию постмодернистской России, когда при отсутствии, как самих вечных ценностей, так и интереса к ним и при растущем значении сиюминутного и частного происходит массовый переход к «самообслуживанию». Портретирование при этом сохраняет статус атрибута известности и славы, поэтому уличные художники пока не остаются без работы, ведь даже неумелый портрет среди «широкой публики» пользуется большим уважением, чем любая фотография. Эта оригинальная выставка, уместившись на втором этаже уютного музея, собрала почти всех исследователей и исследуемых (наивных художников) города Москвы. Попадая в зал, «рядовой» зритель видит никому неизвестные лица, обозначенные именем и фамилией да техникой исполнения. Это даже не костюмированные усадебные фамильные портреты, но, тем не менее, они интереснее последних. Тут, собственно, и происходит «очарование наивом», о котором немало говорено. Достаточно сказать, что все работы, и наивные, и примитивистские - авторские, работы, имеющие свое лицо и не образующие поэтому унылого ряда незнакомцев. Конечно, эти картины не есть голая правда. Происходит идеализация пространства - сознательная у примитивистов и бессознательная у наивных художников. Если у наивного художника радует единство и единственность бесхитростной простоты, то у примитивиста, работающего «на профессиональном поле», привлекает точность передачи характеристик, считываемых им с изображаемого объекта. Казалось бы, жизнь и суровее, и жестче, и проще представленных картин, но и они часть жизни, а следовательно, и жизнь в своих дробностях и осколках просверкивает нездешними прелестями, некими видениями, фантомами детства и счастья, изредка «довоплощаемыми» до действительности.
Выставка «Наивные художники и война» невелика по объему, но хороша. Известные авторы Борисоглебский, Сарычев, Степанов каждый по-своему выражают причастность к эпохальному, сразу ставшему мифическим, главному событию своей жизни. В то быстротекущее и убийственное в буквальном смысле время ярче всего запоминается его остановка, «замирание» как временное, секундное замирение – проводы, передышка в боях. Герои сакрализуются и превращаются в памятники своему недолгому бытию, а «наверху», в дубовых кабинетах, среди аскезы столов и ковровых дорожек, действуют исключительно полубоги и боги, о которых зачастую известно лишь то, что они есть, что они выбраны Верховным Главнокомандующим. Ощущение общности, сослужения с героями проходит после войны, но навсегда остается доминантой самоидентификации и самоуважения. Игорь Петрович Вовк
|