ЕСЛИ КЛИКНУТЬ ПО КАРТИНКЕ - ОНА УВЕЛИЧИТСЯ
МОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Это сложный и почти неуловимый аспект нашего сознания. Во первых , потому что это не есть что-то застывшее, оно постоянно меняется. И во-вторых , потому что это нечто такое, что подобно айсбергу, видимая часть которого – это та маленькая часть которую мы осознаем. К примеру, я могу что-то рассказать о своей философии, о своей религии и пр. И вдруг что-то может произойти во вне или во внутреннем моем мире и я скажу: - Извините, но теперь я уже другой…» В прочем это происходит не так уж и часто с нами. А с иными вообще наверное ничего не происходит потому –то и можно говорить о «мировоззрении», но всегда с некоторой оговоркой…. С другой стороны - это настолько важная часть нашей «характеристики» без которой человек мало бы чем отличался от животных…Всякое мировоззрение, как мне кажется имеет в себе некоторые постулаты, которые являются некими ориентирами в поведении отдельной личности. Если о ком-то говорят как о «без принципном» - это означает, что для этого человека отсутствие таковых и будет его ориентиром. Для меня такими постулатами явилась народная мудрость выраженная через: пословицы, поговорки, сказки, притчи, мифы, песни, религиозные и философские писания. Но без современных знаний каждый из нас вряд ли смог пополнить человеческую «сокровищницу» своей мудростью, а это мне кажется тоже входит в «обязанность» каждого человека, чтобы поддержать нашу цивилизацию от разрушения…Приведу лишь одну притчу, которая входит в мою личную «сокровищницу», которая является одной из многочисленных башен на моей «дороге»…Эта притча пришла к нам из Индии. Хотя другие ее варианты встречаются в арабской литературе. Для меня это совершено неважно, где это возникло. Так же неважно, где был создан компьютер, гораздо важнее, чтобы эта техника работала. Так и в отношении мудрости, духовных практик. Конечно, ко всему надо подходить творчески…Однажды в одном небольшом городе одновременно появились четверо слепых и большой слон с факиром. Так уж получилось они все шли по одной и той же дороге только с разных сторон. Народ видя. Как слепцы безмятежно идут навстречу огромному животному под ноги закричали им: - « Осторожно Слон!» - « А что такое Слон?» - спросили хором слепцы. Оказалось, что они не знали, что это такое. Народ решил позабавиться и попросили факира остановить своего Слона и дать каждому слепцу возможность изучить слона. Факир согласился. Первый слепец взялся ощупывать слона за хобот, второй – ногу, третий пытался обхватить живот, а третий схватился за хвост…- что теперь вы узнали что такое Слон?- спросили у слепцов. –Да!- с гордостью ответили слепцы. На их лицах было выражение блаженства, словно бы каждый постиг нечто запредельное…. -« Слон – это что-то длинное и полое внутри, подобно шлангу, которым пользуются пожарники,- начал говорить слепец, который «изучал» Слона ощупывая его хобот. –« Дурында!- обозлено вскричал другой слепой. –«Слон – это что-то стройное и высокое, как колонна.» Этот слепой «постигал» слона ощупывая его ногу. -Да и ты ошибаешься!- раздраженно и нетерпеливо произнес третий слепец. – «Слон – это что-то необъятное, подобно огромному мешку набитое соломой.» Голова этого слепца была гордо поднята в верх, одна нога выставлена вперед. В этот момент он был похож на одного из ветхозаветных пророков…-Да и ты обманываешь почтенных людей!- заявил громоподобным голосом четвертый слепец. –« Слон- это что-то длинное и тонкое. Подобно канату которым моряки привязывают свои баркасы» Слепца стали между собой так спорить и так разгорячились, что стали бить друг друга батогами. Кто видел эту картину от души смеялись, кроме старого факира. Когда немного народ ужу устал смеяться и слепцов растащили в разные стороны, факир сказал. Что в принципе мы мало отличаемся от этих слепцов.-« когда мы говорим о чем-то, каждый из нас полагается на свой опыт, на свои знания, которые не являются полными. К примеру такие понятия как «Бог» является для нас таким же слоном, которого мы ощупываем с разных сторон…. То же самое можно сказать о «любви», «Дружбе». «Законе» и т.п. В семье муж и жена сорятся из-за порядка, который каждый по своему когда-то «ощупал» и уверенно заявляет другому, что он знает, что это такое». А ведь тоже самое можно сказать об искусстве. Об отдельных произведениях…Другим постулатом в моем мировоззрении является перевод с санскритского языка слово «чело-век». Первая часть этого слова означает «существо, которое еще не постигло своего полного развития и еще «Учится». До сих пор на востоке учеников называют «чело». Вторая часть слова человек – это «век» , то есть отрезок времени в сто лет, тот срок который генетически является нашим средним сроком жизни на земле. Таким образом, чтобы быть «человеком» недостаточно просто родиться, а оказывается еще нужно «пахать» и «пахать». Другим таким ориентиром-башней в моем мировоззрении является древний символ, который стал нам известен благодаря деятельности и исследованиям семьи Рерихов. Это символ стал символом «пакта мира». У этого знак существует несколько интерпретаций. Я же хочу привести одну с некоторыми своими незначительными добавлениями. Большая окружность – это . как «совершенный квадрат» означает гармонию. Что в приложении к отдельной личности –это самое совершенное состояние, в котором он мог бы находиться исходя из своих возможностей. Которые в свою очередь предопределены «судьбой»: его генетикой. социальным окружением и собственными усилиями. Три маленьких куга составляют три аспекта времени: прошлое, настоящее и будущее. С другой стороны это так же три сферы познавательной деятельности человека, которые дают нам наиболее полное представление о себе и о мире вообще. Первый маленький круг – это наука или научный подход к исследованию природы человека и мира вообще. Второй малый круг – это религиозный подход к изучению тех же вопросов бытия. И наконец третий малый круг это «искусство» в самом широком смысле этого слова. Это как бы выражение нашей потребности стремиться ко всему прекрасному… Исходя из понимания этого символа , как я понимаю человек может «легко» естественным образом приблизиться к своему гармоничному состоянию, если одновременно будет: «ученым», «философом» и «художником».Одна из моих «максим» - «рисую, что бы знать»… АВТОРСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ К КАРТИНАМ «Рождение святого или трансформация» - Однажды мы осознаем, что стали другими, что мы по-другому видим мир, он стал как бы ярче, звучнее. Мы уже начинаем понимать, что нет одиночества. Находясь наедине с самим собой, особенно среди природы, мы как бы ощущаем присутствие кого-то, с кем приятно находиться рядом. Иногда мы слышим в себе голоса этих существ, говорящие о чем-то таком, что мы не могли ни увидеть, ни прочитать. Это – самые верные признаки начала нашей трансформации.
«Сон Севера о южном крае» - Представление о том, что некое бестелесное создание, обитающее за Полярным кругом, так же, как и «простой смертный», может мечтать о тепле, о солнечном небе южных обиталищ. Мы – вершина пирамиды, сотворенной из миллиардов живых существ, поэтому у нас перед ними есть этические и духовные обязательства. Мы должны уважать их и беречь их жизни. «Аромат Памяти» - Представление о том, что через аромат земного растения представитель из другого мира может воспроизвести всю историю земной жизни.
«Сбор яблок» - Здесь яблоки – это переживание нечто такого, что можно назвать «неземным». Личность, которая способна приблизиться к этому «древу», имеет «покровительство-руководство» в виде «лица на небе» и помощников, которых на этой картине символизирует «лошадка». В душе тогда звучит непрекращающаяся музыка – «бродячий флейтист-пастух».
«Дружба» - Однажды к одному отшельнику пришел человек и попросил научить любить Бога. - «А ты до этого кого-нибудь любил?» - спросил у него отшельник. – «Нет» - ответил тот. – «Тогда ты рано пришел ко мне» - сказал ему на прощание отшельник. Мне кажется, совершенно неважно, в какой дружбе человек «утопит» свое эго. Будет ли это дружба к человеку или какому-то животному или даже технике, главное условие всякой дружбы – беззаветная преданность.
«Рассвет Югры» - (Основа композиции этой работы разработана моим братом-близнецом И. Щербаковым. Мною же картина немного дополнена и выполнена). «Югра» - это древнее название Западно-Сибирской низменности, где испокон веков жили ханты и манси. До прихода потомков Чингисхана, а затем и «родственников» Ермака эти народы жили как неотделимое целое с природой.
«Сага о Друге» - Посвящено всем женщинам, кто ждет тех, кто в «море», где-то, где возможен любой исход. Женщина выходит на «берег» (границу сознания и бессознательного) и ведет беседу с одним из духов моря в виде огромной чайки, чтобы узнать о положении своего друга и в случае надобности оказать ему поддержку. Своими мыслями и чувствами в виде лебедя женщина шлет своему другу привет.
«Баян» – славянский мифологический образ. Носитель народной мудрости, устного творчества. И в каждом из нас этот «Баян» живет на подсознательном уровне. Иногда он общается с нами.
«Воин-3» - Несколько вариантов компьютерной разработки графического листа.
«Встреча» - это открытие в себе второй личности как некого зеркального отражения. Сначала это воспринимается как нечто чужеродное, как некое вмешательство «потусторонних сил», но со временем, если найти в себе мужество, то открываешь, что это еще одна грань нашего многогранного психобытия.
«Память» - Аллегорическое изображение нашей памяти, состоящей из множества портретов людей, которые в разной степени имели значение в нашей жизни.
«Копка картофеля» - Каждый человек в своей жизни собирает свой урожай. Совершенно неважно, будут ли это «фрукты» или «овощи», самое главное – чтобы был «урожай». «Субличности» - психологический термин, означающий субъективные образования в психике человека, которые обладают собственной энергией и способны воздействовать на всю психологическую конструкцию личности. Один из эффективных способов освобождения от негативного их воздействия - это распознавание их существования и растождествление с ними.
|