Наивное искусство существовало с того времени, как человек был вовлечён в художественный процесс, продолжает развиваться и теперь. Интерес к нему во всём мире связан с поисками новых путей в искусстве. Наивное искусство , его именуют по-разному: «дар детства», «поэтический реализм», «древний архетип», «примитив», «инсайд» - одно из ярких проявлений народного художественного сознания XX века. Наивное искусство проявляется в стремлении его непрофессиональных авторов к «правде жизни». Всё изображаемое идёт от самого сердца. В этом и заключено простое явление. А сложное состоит в том, что наивные художники как бы заново создают свой художественный мир, в результате они говорят на особом языке (открытая гиперболизация, масштабные преувеличения, цветовая насыщенность, плоскостность, многоплановость и др.) Сибирь зовут краем будущего и здесь Фёдор Иванович Федоренко (1929 - 1998 гг.), повенчанный с сибирской тайгой и таёжными реками воплотил собой уникальное явление. В 10 лет Фёдор остался без родителей. Отец, Иван Васильевич - учитель начальных классов, и мать, Пелагея Петровна, приехали в Сибирь из Кировоградской области. В годы войны в 12 летнем возрасте Фёдор уже охотился с самодельным ружьём. „Стране нужна была пушнина в обмен на танки фронту, да и семью нужно было кормить'' (детей в семье было 9 человек, Фёдор самый старший). 20 лет прожила семья Федоренко в тайге в селе Доронико. «С глубоких синих озёр поднимаются караваны гусей и уток, дикий зверь бродит в её владениях. В урожайный год в тайге краснеют брусникой косогоры, а болотные кочки полны клюквой, ветви могучих кедров сгибаются под тяжестью крупных шишек...» - так с любовью пишет Н.Н. Пизелкина о своих родных местах. Окончив трёхмесячные курсы товароведов, Фёдор Иванович был заведующим охотничьим участком в с. Пролетарка. В 1963 году участвовал в семинаре специалистов пушного промысла в г. Москве. Он отлично знал товар, так как вёл приём мехов у охотников, принимал у населения орехи. Вместе с Петруней Ивановной они сушили грибы, варили варенье, всё это упаковывали в бочки и отправляли в Тевриз и Омск. Фёдор Иванович любил труд, который приносил радость ему и его семье. Своими руками он пилил тёс из заготовленного леса, делал кирпич, мастерил домашнюю мебель, соорудив для этих целей сушильный цех, шил обувь, изготавливал туеса и короба из бересты. Сконструировал и собрал Фёдор Иванович совершенно удивительную и нужную в хозяйстве машину. «Танки» - так любовно он её называл, выливая в ручную каждый трак гусеницы. В его хозяйстве была и коптилка, и сушилка, и молотилка для обработки и очистки ореха, а так же пасека и теплица. А в юности Фёдор сам смастерил себе гармошку и ходил с нею на деревенские вечерки. С 1985 года перенеся тяжёлую операцию, Фёдор Иванович взялся за кисть. Вначале он писал на клеёнках самодеятельными кистями и красками собственного изготовления. Знакомые до боли в сердце лесные стежки - дорожки влекут обратно в тайгу и всё пережитое воплощается в его картинах. Работы художника излучают удивительное тепло и энергию добра. Мир его героев - естественный мир природы, где хорошо и уютно и людям, и деревьям, и животным. «Иначе и жить нельзя, - говорил Фёдор Иванович - если не видишь красоту природы, которая даёт нам жизнь. Зачем жить, если ничего не знать о ней?» Работы Фёдора Ивановича отмечены Дипломами II и III Всероссийских фестивалей народного творчества - г. Москва, ВДНХ 1987 г. и г. Оренбург музей ИЗО, 1990 г. В 1994 году художник был участником областной выставки «На радость людям», которая проходила в выставочном зале Омского отделения Союза художников России. Сибирский культурный центр представил в экспозиции 25 полотен Ф.И. Федоренко. Система изображения полотен художника - «реалистическая». Сила убедительности зависит от того, насколько система изображения родственна мироощущению художника. Но главное в любом творчестве - это настроение. Фёдор Иванович вкладывает душу в работу, стараясь показать, как надо любить людей и природу.
ТАМАРА БУГАЕНКО
|