ИДЕАЛЬНЫЙ ГРАЖДАНИН. Можно сказать, что Анатолию Ивановичу проще, чем нам, отыскивать «национальную идею» – он живет в месте историческом. Александровская слобода – земля владимирская, но и Москва не так далеко – 150 км. Сюда уезжал Иван Грозный, «отказавшись от царства». Места древнерусские, благодатные. Сегодня это городок с сохранившейся застройкой 19-го и монастырями 16-го веков. Это взгляд с благостной стороны. А с другой – пьянство, крупный российский радиозавод, остановленный перестройкой, безработица, маленькие пенсии и разваливающееся ЖКХ. Выбирайте сами. Анатолий Иванович выбрал радостное восприятие жизни давно и, наверное, нравственным стержнем для него стала война. Детство совпало со временем, когда русский народ был наиболее сплочен и целенаправлен, юность – с ощущением гордости за свою великую страну. А еще родители или Бог дали ему внутреннее стремление к красоте. И оно смогло реализоваться через литературу, которая вынужденно заменяет у нас живую народную традицию. Господи, сколько же дал нам Пушкин! Сколько людей через него и его глазами во всех градах и весях почувствовали себя русскими и полюбили Родину. Конечно, еще Лермонтов, Некрасов, Ахматова… недаром он собрал их вместе на своей картине. Так появились работы с исторической тематикой, иллюстрирующие исторические романы. Свое время (и детство, и сегодняшних современников) он пишет с натуры, неравнодушно и любя. Гордится человеческой, трагической Победой в войне, которую застал ребенком, гордится нашим стремлением к Правде и Равенству. И обретает их сегодня в последнем и главном открытии – открытии Бога. Наверное, мы все должны были быть похожи на Анатолия Ивановича. Он идеальный гражданин для здорового государства или для государства, собирающегося стать здоровым. В нашем же умирающем социуме «человек из народа», занимающийся спортом, непьющий, влюбленный в свою жену и пишущий ей стихи, сочиняющий песни, любящий свой город, свой народ, свою страну, выглядит если не инопланетянином, то БОЛЬШИМ ИСКЛЮЧЕНИЕМ. Удивительны дела твои, Господи, вот весь организм болен, гангрена, смрад и разложение, а Ты открываешь, как он мог бы быть прекрасен. Вы скажете – Анатолий Иванович не гениален. Пусть, пусть не гениален, но как талантлив. Народ многогранно талантлив изнутри, не образованием, а внутренним чутьем. Он талантливо бескорыстен и время свое переводит в хорошие дела и поступки, а не уничтожает водкой и отчаяньем. Не жалуется, не просит, не зависит, находит возможности, а не оправдания, готов делится радостью с людьми, и у него это действительно получается. Из всего этого следует, что Анатолий Иванович – человек крайне положительный и полезный и семье, и государству. И он, как «последний из могикан», лиричен и одновременно строг, ибо знает, «что такое хорошо, что такое плохо», он одинокий страж, он не заигрывает с жизнью, ибо знает ей цену, он уважает Дар. Хочется, чтобы таких людей было больше, но увы – сейчас для нас пришло «время разбрасывать камни»…
ЖЕНСКАЯ СУДЬБА И НЕЖЕНСКОЕ ЗАНЯТИЕ. Обычная для рождения наивного художника судьба: тяжелое положение близких, своя болезнь, неотвязчивые невеселые мысли, желание выйти вовне. А куда вовне? Когда кругом деревня, знакомая «от и до», где действительно «от людей не спрячешься». Только в лес, который в этом случае выступает в виде скита, пустыни, свободной от «мира» и его тягостей. Данный путь и до Серафимы Дмитриевны находила не одна мающаяся душа. Но она, будучи натурой творческой и деятельной, не просто слушала ветер в верхушках деревьев или в траве, но и смотрела вокруг себя. И видела то одного зверька, то другого, то грибок, то дедушку – лесовичка. Обретаемые образы пришли из мультфильмов, из советских детских книжек с картинками. Любой начинающий художник начинает с «повторения», а талантливый – вносит в повторяемые образы много своего. И в дальнейшем художница освободила топором (!) и стамеской от лишнего дерева наших национальных литературных героев – пушкинских лукоморских котов, русалок и бабок–ежек, конечно, Дон Кихота, кузнеца Вакулу… Грубоватая рукотворность очень искренна, как и сама автор. К своим «игрушкам» относится ревниво – любит и готова защищать их от всех возможных нападок. Она говорит, что в своем новом качестве стало интереснее жить, общаться, контакты с людьми стали менять знак «-» на « ». Отодвинулась болезнь, а ведь был инфаркт. И, наконец, появились замечательные работы на библейские темы, свои, родные, близкие многим людям. Это уже не игрушки, это какой-то наш общий смысл бытия здесь. Повторное обретение вертепных сюжетов, не «восстановленных», рожденных не из учебников, а из сердца, сердца, казалось бы, почти убитого…
Игорь Вовк
|