|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЭКСПЕРТНЫЙ СЕМИНАР
"СТАНДАРТЫ ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ"
(ГОРКИ ЛЕНИНСКИЕ, 16 - 18 ФЕВРАЛЯ 2001 Г.)
|
|
|
|
|
|
|
ОБЪЕДИНЕННЫЙ СТАНДАРТ
(РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ ЕДИНОЙ ЭТИКЕТКИ)
|
|
|
|
|
|
|
Всем участникам семинара была предложена следующая структура гипотетической общей этикетки для памятника культуры (основанная на материалах 4 проектов: археология, архитектура, ландшафт и музейный предмет):
Предложенный набор информационных полей был рассмотрен участниками с позиций:
- управленца
- учащегося
- туриста
- виртуального посетителя
Результаты этой работы приводятся в сводной таблице ("+С" означает обязательность словарного обеспечения для поля):
На основании данной таблицы очевиден вывод:
Участники всех 4-х групп включают в состав общей этикетки в качестве обязательных информационных полей:
|
|
|
1. Название
2. Местонахождение + С
3. Типология + С
4. Период + С
5. Датировка
6. Персоналии (включая "автора") + С
|
|
|
|
|
Предлагаются также в качестве дополнительных полей:
|
|
|
7. Параметры / размеры (группы "Управление", "Образование")
8. Материалы и техника (группы "Образование", "Виртуальный посетитель")
9. Комментарий (группы "Образование", "Виртуальный посетитель")
10. Краткое описание (группы "Управление", "Образование")
11. Место происхождения (группа "Образование")
12. Библиография (группа "Образование")
13. Идентификационный номер (группа "Управление")
14. Форма собственности (группа "Управление")
15. Категория охраны (группа "Управление")
16. Состояние сохранности (группа "Управление")
17. Имидж* (группа "Культурный туризм")
18. Легенда * (группа "Культурный туризм")
19. Изображение* (группа "Виртуальный посетитель", "Культурный туризм")
|
|
|
|
|
Поля, отмеченные знаком "*", хотя и вошли в отчетные документы по группам, однако в ходе
самых последних обсуждений было решено не включать их в состав общей этикетки по следующим причинам:
- Имидж. Поле очень важное для туриста. Оно отвечает на вопрос "какие достопримечательности являются самыми интересными в посещаемом им регионе?" и "какое интересное и редкое мероприятие
(выставка, например) совпадает с моментом его пребывания в данном месте?" Проблема данного поля поднимет проблему "информационного веса" и "горячей" лексики для ИПС. Эти
проблемы можно будет решать после создания БД и на ее основе. Но пока данное поле не включается в состав общей этикетки.
- Легенда. По сути, это есть альтернативное название исторической справки, информация которой записывается
в поле "Комментарий".2
- Изображение. Не относится к разряду информационных полей. Информация этикетки отдельного объекта встраивается в файл его
изображения. Изображение и информация - два ресурса ИПС, дополняющие друг друга. Если же под изображением понималась геоинформационная система (ГИС) -
разновидность ИПС, то рассматривать ее как информационное поле в ИПС некорректно. В данном случае речь будет идти о разных видах поисковых средств, предлагаемых пользователю.
|
|
|
От ранее предложенной гипотетической этикетки (14 полей)
выработанный состав полей (16 полей) отличается следующим образом:
- Не входили в гипотетическую этикетку поля "Место происхождения",
"Состояние сохранности" и "Библиография"
- Не вошло в полученный состав поле "Обследование"
|
|
|
|
|
ИНТЕРФЕЙС ЗАПРОСОВ
В процессе работы на семинаре возник ряд вопросов, связанных с организацией запросов в информационно-поисковой системе. Участниками было предложено рассмотреть проблему
стандартизации интерфейса запросов для поиска объекта культурного наследия в интернете и сформулировать требования к организации запросного экрана.
По результатам работы в группах был сделан вывод о том, что пользователю должна
предоставляться возможность как полнотекстового ("быстрого") поиска по
всем полям этикетки, так и возможность контекстного поиска в пределах отдельного
поля этикетки и или сочетания запросных полей. Кроме того, пользователю должна быть
предоставлена возможность картографического поиска местонахождения объекта.
|
|
|
В качестве первичных запросных полей предлагается взять
шесть обязательных полей общей этикетки.
|
|
|
|
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ДАЛЬНЕЙШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
1. Создать междисциплинарный творческий коллектив (МТК) для завершения разработки стандарта "Краткое описание (этикетка) объекта
культурного наследия", с учетом предложений четырех рабочих групп специалистов (Музейный предмет; Археология; Архитектура; Культурный
ландшафт), а также предложений участников семинара.
При разработке этого проекта обратить особое внимание на:
- Уточнение состава и структуры признаков, включаемых в стандарт,
- Создание аппарата информационно-лингвистического обеспечения (словари, тезаурусы) стандарта, разработка методических рекомендаций для пользователей,
- Создание простого и доступного для широких масс пользователей запросного интерфейса ("стандарт языка запросов" с использованием
информационно-поисковых языков различного типа), а также требований к представлению выходных данных в ответ на запрос ("стандарт языка выходных сообщений"),
- Создание англоязычных версий стандарта.
2. Провести экспериментальное внедрение разработанных МТК стандартов, используя в качестве полигона решения, реализуемые в проектах Института "Открытое общество",
например, в проектах создания единого информационного ресурса объектов историко-культурного наследия двух областей (Ленинградской и Ярославской).
3. Просить Институт "Открытое общество" поддержать продолжение этой работы.
|
1 В отчете группы не приводится структура этикетки. Судя по тексту отчета, участники
принимают предложенную для анализа гипотетическую этикетку со следующей оговоркой: "В предложенной структуре
этикетки туристу не хватает дополнительных полей типа "имидж", "легенда" ". Именно это замечание отражено в таблице.
2 Поле "Комментарий" не следует путать с полем "Краткое описание памятника",
содержащим информацию о внешних свойствах объекта и его иконографическое описание.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|