ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ /  PR И КАНАЛЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ /  ПРАКТИКУМ
ПРОЕКТ "ОГНИВО ОДИНА?"
(фрагмент статьи)
Ю.Б.Неруш

В 1997 году в Сургутском художественном музее была подготовлена новая выставка "Огниво Одина?". Выставка не только имела успех у публики, на нее обратили внимание и в профессиональной среде. Представляла она всего один предмет - бронзовое огниво Х века, недавно найденное под Сургутом. Для метода "экспонат в фокусе", положенного в основу выставочного сценария, аттрактивные свойства экспонируемого предмета явно не дотягивали, что было очевидно для многих. Но авторы проекта предъявляли не столько сам предмет, сколько разного рода информацию, с ним связанную. Причем информацию во многом не утвердительного характера и не замкнутую в пределах экспозиции, а информацию, способную к произвольному развитию - как во времени, так и в пространстве. Именно это обстоятельство, на мой взгляд, и определило успех проекта.

Надо сказать, что как информационный, он сложился, что называется, по ходу дела. Было невозможно не использовать потенции, заложенные в материале. Потертое огниво неожиданно заключало в себе множество пластов культурной информации. Изображение на его ажурной рукояти отсылало к мифологии и определенным закономерностям в культовом искусстве, к европейскому средневековью и к неизвестной нам древней истории сургутского края. Дешифровка сюжета изображения на огниве, интерпретация самого предмета и легли в основу экспозиционного показа. При этом авторам было крайне важно предъявить посетителю максимум сведений в обозначенных областях. Сценарий выставки строился на легкой интеллектуальной игре, визуальных ассоциациях, ряде провоцируемых эмоций и... определенном багаже знаний в области истории и культуры.

Экспозиция площадью 40 кв. м (немалая для крошки-огнива) являла собой, по сути, синтезированную информационную оболочку. В ней жил своей жизнью предмет, помещённый между парой мощных увеличительных линз, в нее же попадал и посетитель выставки. И не просто воспринимал, но и имел возможность нарастить эту оболочку - в первую очередь, через ее вербальную составляющую. Эффект отсутствия привычной для музейного пространства точки утверждения истины поначалу - чего уж тут скрывать - приводил посетителя в растерянность. Но адаптация проходила довольно быстро, человек раскрепощался и становился активным, заинтересованным зрителем, собеседником. И это явный плюс "Огнива Одина?".

С другой стороны, выставка откровенно вводила по отношению к посетителям некоторый интеллектуальный ценз (не слишком высокий, надо сказать, но все-таки…). Не преодолевшие его имели возможность посмотреть на некий предмет, выставленный в окружении непонятного антуража, и уходили в тихом недоумении. Но можно ли считать это минусом?

Так или иначе, проект "Огниво Одина?" вряд ли состоялся бы в иной форме.

А теперь о том, как развивались события с самого начала…

  Полный текст.  Скачать ZIP-архив с текстом статьи в формате RTF.

© Музей будущего, 2000-2001