В 1997 году в Сургутском художественном музее
была подготовлена новая выставка "Огниво
Одина?". Выставка не только имела успех у
публики, на нее обратили внимание и в
профессиональной среде. Представляла она всего
один предмет - бронзовое огниво Х века, недавно
найденное под Сургутом. Для метода "экспонат в
фокусе", положенного в основу выставочного
сценария, аттрактивные свойства экспонируемого
предмета явно не дотягивали, что было очевидно
для многих. Но авторы проекта предъявляли не
столько сам предмет, сколько разного рода
информацию, с ним связанную. Причем информацию во
многом не утвердительного характера и не
замкнутую в пределах экспозиции, а информацию,
способную к произвольному развитию - как во
времени, так и в пространстве. Именно это
обстоятельство, на мой взгляд, и определило успех
проекта.
Надо сказать, что как информационный, он
сложился, что называется, по ходу дела. Было
невозможно не использовать потенции, заложенные
в материале. Потертое огниво неожиданно
заключало в себе множество пластов культурной
информации. Изображение на его ажурной рукояти
отсылало к мифологии и определенным
закономерностям в культовом искусстве, к
европейскому средневековью и к неизвестной нам
древней истории сургутского края. Дешифровка
сюжета изображения на огниве, интерпретация
самого предмета и легли в основу экспозиционного
показа. При этом авторам было крайне важно
предъявить посетителю максимум сведений в
обозначенных областях. Сценарий выставки
строился на легкой интеллектуальной игре,
визуальных ассоциациях, ряде провоцируемых
эмоций и... определенном багаже знаний в области
истории и культуры.
Экспозиция площадью 40 кв. м (немалая для
крошки-огнива) являла собой, по сути,
синтезированную информационную оболочку. В ней
жил своей жизнью предмет, помещённый между парой
мощных увеличительных линз, в нее же попадал и
посетитель выставки. И не просто воспринимал,
но и имел возможность нарастить эту оболочку
- в первую очередь, через ее вербальную
составляющую. Эффект отсутствия привычной для
музейного пространства точки утверждения истины
поначалу - чего уж тут скрывать - приводил
посетителя в растерянность. Но адаптация
проходила довольно быстро, человек
раскрепощался и становился активным,
заинтересованным зрителем, собеседником. И это
явный плюс "Огнива Одина?".
С другой стороны, выставка откровенно вводила
по отношению к посетителям некоторый
интеллектуальный ценз (не слишком высокий, надо
сказать, но все-таки…). Не преодолевшие его имели
возможность посмотреть на некий предмет,
выставленный в окружении непонятного антуража, и
уходили в тихом недоумении. Но можно ли считать
это минусом?
Так или иначе, проект "Огниво Одина?" вряд ли состоялся бы в иной форме.
А теперь о том, как развивались события с самого начала…
|