ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ /  КУЛЬТУРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ И ПРОЕКТЫ /  ПРАКТИКУМ
ИНТЕРНЕТ-САЙТ-КИНОТЕАТР
(фрагмент статьи)
Б.Б.Пономарев

…Все происходило как в кинотеатре: на сеанс приходили организованные и неорганизованные посетители, в строго назначенное время в зале гас свет, и на большом экране при помощи LCD-проектора начиналась демонстрация музейных web-сайтов (иногда дополняемая показом с CD-ROM).

С первых сеансов стало очевидно, что использование возможностей интернета для провинциального музея имеет огромное значение. В малом городе организация такого публичного посещения музеев, галерей и других культурных объектов мира, представленных в глобальной сети, - важный канал поступления культурной информации, обладающий, по сравнению с книжными изданиями, многими преимуществами. Для нас же - музейных сотрудников - оказался чрезвычайно важным тот факт, что маленький музей может выступать в качестве эффективного посредника между ведущими музеями мира и городским населением. Спрос на путешествия был огромный и носил устойчивый характер на протяжении всего времени работы проект "Интернет-Сайт-Кинотеатра" (ИСК).

В ходе реализации проекта мы смогли получить ответы и на другие, крайне важные для нас вопросы: каким образом краеведческий музей в малом городе может использовать внешние информационные ресурсы при работе с посетителями (а не только фонды самого музея)? В какой мере жители города - реальные и потенциальные посетители музея - включены в глобальные информационные процессы? Велик ли разрыв между неисчерпаемостью WWW и практическими возможностями использования интернета малым музеем малого города? Эти вопросы имеют самое непосредственное отношение к проблеме формирования единого городского информационного пространства и включения малого города в реальную культурную коммуникацию и обмен информацией на российском и международном уровнях. При решении последней проблемы естественным союзником провинциального музея выступает городская администрация.

Проблема интерпретации информационного пространства как части пространства культуры особо актуальна в новых городах. Город Губкинский - один из самых молодых городов России - появился в середине 1980-х годов как базовое поселение при нефтяных месторождения тюменского Приполярья. Здесь собрались люди, съехавшиеся из различных регионов бывшего Советского Союза. Приступая к реализации проекта, мы не знали, как сообщество отреагирует на предлагаемую инициативу. С одной стороны, у жителей таких городов еще не успели сложиться культурные традиции, связанные с местом проживания, население может без особого интереса относится к подобным затеям и отвергать инновационные формы работы. С другой стороны, горожане (опять же в силу отсутствия местных культурных традиций) могут оказаться восприимчивее к новому в деятельности музея, поскольку у них нет устойчивых стереотипных представлений по поводу музейной работы.

Опыт показал, что коллективное путешествие по музеям мира, представленным в интернете, жителями Губкинского было воспринято положительно. Музею удалось выстроить новую форму взаимодействия с аудиторией.

Способствовали успеху проекта и некоторые обстоятельства, выявленные в ходе опросов:

  • компьютеры есть в каждой четвертой семье, из них около 75% имеют также телефон;
  • из тех, кто имеет и компьютер, и телефон, только 5% подключены к интернету;
  • среди населения об интернете слышали все, но практически никто не знал, что это такое.

Необходимо отметить, что реклама городских провайдеров практически не способствовали росту числа пользователей, а полтора месяца работы ИСК привели к тому, что число частных пользователей интернета в городе выросло вдвое! При существующих ценах поставщики интернет-услуг за полтора месяца получили дополнительно доход в пределах от $10.000 до $15.000. Такой рекламный успех музейной акции является основой для финансового сотрудничества музея с организациями, заинтересованными в предоставлении провайдерских услуг.

Хочется также отметить и те результаты, о которых в самом начале проекта мы даже не задумывались: то, как повлияла новая форма работы на сотрудников музея. Для реализации проекта в музее был создан временный творческий коллектив (руководитель - зав. экспозиционным отделом М.И.Гардамшина). Уже на стадии разработки концепции и основных тематических блоков проекта выявилось значительное сходство методики проведения виртуальных экскурсий с методикой проведения обычной музейной экскурсии. И здесь возникло одно, чрезвычайно важное обстоятельство, которое мне хотелось бы особо подчеркнуть: предоставление возможности сотруднику небольшого провинциального музея провести экскурсию по фондам и экспозициям ведущих музеев мира. Ситуация проживания роли экскурсовода Эрмитажа, музея Орсэ или Лувра, возможность профессиональной работы с шедеврами истории, культуры, искусства мирового уровня способствовала появлению у сотрудников музея нового качества ответственности, иного понимания ситуации "музей-посетитель". Ощущение "виртуальности" при хорошей подготовке и высоком уровне импровизации ведущего довольно быстро пропадало, и степень ощущения реальности - по отзывам и самих сотрудников музея, и посетителей - была высокой.

  Полный текст.  Скачать ZIP-архив с текстом статьи в формате RTF.

© Музей будущего, 2000-2001