…Все происходило как в кинотеатре: на сеанс
приходили организованные и неорганизованные
посетители, в строго назначенное время в зале гас
свет, и на большом экране при помощи LCD-проектора
начиналась демонстрация музейных web-сайтов
(иногда дополняемая показом с CD-ROM).
С первых сеансов стало очевидно, что использование возможностей интернета
для провинциального музея имеет огромное значение.
В малом городе организация такого публичного
посещения музеев, галерей и других культурных
объектов мира, представленных в глобальной сети,
- важный канал поступления культурной
информации, обладающий, по сравнению с книжными
изданиями, многими преимуществами. Для нас же -
музейных сотрудников - оказался чрезвычайно
важным тот факт, что маленький музей может
выступать в качестве эффективного посредника
между ведущими музеями мира и городским
населением. Спрос на путешествия был огромный и
носил устойчивый характер на протяжении всего
времени работы проект "Интернет-Сайт-Кинотеатра" (ИСК).
В ходе реализации проекта мы смогли получить
ответы и на другие, крайне важные для нас вопросы:
каким образом краеведческий музей в малом городе
может использовать внешние информационные
ресурсы при работе с посетителями (а не только
фонды самого музея)? В какой мере жители города -
реальные и потенциальные посетители музея -
включены в глобальные информационные процессы?
Велик ли разрыв между неисчерпаемостью WWW и практическими возможностями
использования интернета малым музеем малого города?
Эти вопросы имеют самое непосредственное отношение к
проблеме формирования единого городского
информационного пространства и включения малого
города в реальную культурную коммуникацию и
обмен информацией на российском и международном
уровнях. При решении последней проблемы
естественным союзником провинциального музея
выступает городская администрация.
Проблема интерпретации информационного
пространства как части пространства культуры
особо актуальна в новых городах.
Город Губкинский - один из самых молодых городов России - появился в
середине 1980-х годов как базовое поселение при нефтяных месторождения
тюменского Приполярья.
Здесь собрались люди, съехавшиеся из различных регионов бывшего
Советского Союза. Приступая к реализации
проекта, мы не знали, как сообщество отреагирует
на предлагаемую инициативу. С одной стороны, у
жителей таких городов еще не успели сложиться
культурные традиции, связанные с местом
проживания, население может без особого интереса
относится к подобным затеям и отвергать
инновационные формы работы. С другой стороны,
горожане (опять же в силу отсутствия местных
культурных традиций) могут оказаться
восприимчивее к новому в деятельности музея,
поскольку у них нет устойчивых стереотипных
представлений по поводу музейной работы.
Опыт показал, что коллективное путешествие по музеям мира, представленным в
интернете, жителями Губкинского было воспринято положительно.
Музею удалось выстроить новую форму взаимодействия с
аудиторией.
Способствовали успеху проекта и некоторые
обстоятельства, выявленные в ходе опросов:
- компьютеры есть в каждой четвертой семье, из них около 75% имеют также телефон;
- из тех, кто имеет и компьютер, и телефон, только 5% подключены к интернету;
- среди населения об интернете слышали все, но практически никто не знал, что это такое.
Необходимо отметить, что реклама городских провайдеров практически не
способствовали росту числа пользователей, а полтора месяца работы ИСК
привели к тому, что число частных пользователей интернета в городе выросло
вдвое!
При существующих ценах поставщики интернет-услуг за полтора месяца получили
дополнительно доход в пределах от $10.000 до $15.000.
Такой рекламный успех музейной акции является
основой для финансового сотрудничества музея с
организациями, заинтересованными в предоставлении провайдерских услуг.
Хочется также отметить и те результаты, о
которых в самом начале проекта мы даже не
задумывались: то, как повлияла новая форма работы
на сотрудников музея. Для реализации проекта в
музее был создан временный творческий коллектив
(руководитель - зав. экспозиционным отделом
М.И.Гардамшина). Уже на стадии разработки
концепции и основных тематических блоков
проекта выявилось значительное сходство
методики проведения виртуальных экскурсий с
методикой проведения обычной музейной
экскурсии. И здесь возникло одно, чрезвычайно
важное обстоятельство, которое мне хотелось бы
особо подчеркнуть: предоставление возможности
сотруднику небольшого провинциального музея
провести экскурсию по фондам и экспозициям
ведущих музеев мира. Ситуация проживания роли
экскурсовода Эрмитажа, музея Орсэ или Лувра,
возможность профессиональной работы с шедеврами
истории, культуры, искусства мирового уровня
способствовала появлению у сотрудников музея
нового качества ответственности, иного
понимания ситуации "музей-посетитель".
Ощущение "виртуальности" при хорошей
подготовке и высоком уровне импровизации
ведущего довольно быстро пропадало, и степень
ощущения реальности - по отзывам и самих
сотрудников музея, и посетителей - была высокой.
|