ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ /  КУЛЬТУРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ И ПРОЕКТЫ /  ПРАКТИКУМ
ИНТЕРНЕТ-БИБЛИОТЕКА "МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ НАРОДОВ МИРА"
Д.А.Шумаков

Появление и успешную работу интернет-библиотеки "Мифы народов мира" можно рассматривать как пример использования существующих информационных ресурсов для получения нового и востребованного информационного продукта.

При формировании библиотеки использовались очевидные и доступные источники информации: материалы, уже размещенные в интернете, и книги, собранные из личных библиотек и библиотек учреждений. К сканированию и предварительной обработке текстов привлекались добровольцы из числа студентов Псковского Вольного университета.

Само создание интернет-библиотеки можно разделить на следующие этапы:

  • Сбор информации
  • Разработка концепции
  • Создание пользовательского интерфейса
  • Ввод материалов
  • Размещение библиотеки в интернете
  • PR-кампания
  • Поддержка и наполнение библиотеки

Сбор информации в интернете, ее обработка и систематизация, изучение существующих интернет-ресурсов, так или иначе связанных с мифологией. Основной целью этого этапа было создание костяка библиотеки, включающего в себя все существующие в сети материалы по мифологии. После создания такого костяка любые дополнительно введенные в библиотеку материалы начинали выгодно отличать ее от других ресурсов. Кроме этого, изучение существующих ресурсов дало возможность обмена ссылками с лучшими из них.

Разработка концепции интернет-библиотеки. Разработка концепции работы после начала самой работы - не лучший вариант реализации проекта. Однако в случае с мифологической библиотекой, окончательное представление о том, какой она должна быть, сформировалось только после изучения и систематизации собранных в сети материалов и определения ниши, которую мог занять проект.

Концепция интернет-библиотеки была сформулирована следующим образом:

Сайт "Мифы народов мира" - это полнотекстовая тематическая электронная библиотека, ориентированная на on-line использование, снабженная механизмами поиска и структурированная привычным для большинства пользователей образом.

Ориентированность на on-line использование исключает полное "скачивание" библиотеки распространенными инструментами и тем самым стимулирует пользователей к посещению сайта. А привычное большинству пользователей структурирование - это разбиение библиотеки на разделы, посвященные мифологии и фольклору различных стран, местностей и народов.

Собственно создание библиотеки (создание пользовательского интерфейса, ввод материалов, размещение библиотеки в сети интернет). Содержание этого этапа очевидно. Это:

  • сканирование и обработка текстов;
  • разработка и реализация графического дизайна;
  • программирование инструментов работы с текстовой базой данных и сервисных инструментов;
  • наполнение текстовой базы данных;
  • размещение библиотеки на сервере Псковского Вольного университета.

PR-кампания по популяризации библиотеки среди пользователей сети интернет описана в отдельной статье, представленной в данном сборнике.

Поддержка и наполнение библиотеки. Мифологическая библиотека пополняется практически ежедневно. Это обеспечивается большим запасом отсканированных и вычитанных текстов, которые небольшими партиями (по десять небольших мифов или глав больших произведений) заносятся в библиотеку. Об изменениях в библиотеке пользователи информируются в новостной ленте на первой странице сайта.

Большая часть остальной работы по поддержке библиотеки заключается в контактах с посетителями сайта и отслеживанием новых интернет-ресурсов, материалы которых могут быть использованы в библиотеке, или ресурсов, с которыми возможен обмен ссылками.

* * *

Таким образом, при создании библиотеки ее составителями (которые, кстати, отнюдь не являются специалистами в области мифологии) не использовались уникальные или недоступные широкому кругу пользователей информационные ресурсы, ни одна часть библиотеки не создавалась "с нуля".

Сколько-либо оригинальными можно назвать только два приема, примененных составителями библиотеки:

  1. Ориентированность на on-line использование, описанная выше.
  2. Подчеркнутая тематическая ограниченность, позволившая качественно удовлетворить информационные потребности целевой группы пользователей и позволяющая конкретизировать ее дальнейшие запросы (например, в письмах пользователи часто формулируют просьбу разместить исследовательские труды по мифологии).

Определение параметров целевой группы было произведено авторами сайта еще за несколько лет до его создания - посредством анализа эхо-конференции "Ru.Mythology", доступной в сети fidonet и по результатам личного знакомства со многими приметными ее подписчиками. Можно с уверенностью утверждать, что целевая группа посетителей библиотеки сформировалась до ее появления - за исключением одной ее части - обучающихся (студентов или школьников). В эту группу входят следующие значимые категории пользователей:

  • Поклонники и участники ролевых игр и ролевого туризма
  • Поклонники литературных произведений жанра фэнтези
  • Люди, увлекающиеся магией и мистикой
  • Люди, интересующиеся психологией, семиотикой и связанными науками
  • Люди, изучающие историю искусства и литературы
  • Учащиеся, вынужденные или желающие использовать "мифологическую" информацию в образовательных целях.
  • Поклонники славянского и псевдославянского язычества и неоязычества во всех его проявлениях.
  • Поклонники кельтской и псевдокельтской культуры - столь модной в настоящее время.

С конца октября - начала ноября 1999 года пользователями библиотеки было запрошено более 110 000 различных ее материалов (по показаниям счетчика top.list.ru). Ежедневное количество уникальных пользователей библиотеки - 50-100 человек, ими просматривается" 300-1000 "страниц" сайта.

Есть все основания предполагать, что опыт создания интернет-библиотеки "Мифы народов мира" может быть использован при создании web-ресурсов, связанных с историей и культурой. При этом полезным может оказаться не только опыт организации работ, но и то, что сайт, посвященный конкретной области культуры, был изначально реализован без привлечения специалистов в этой области. К сожалению, слабое распространение web-идеологии среди специалистов в сфере культуры способно погубить или безнадежно загромоздить любой интернет-проект.

© Музей будущего, 2000-2001