Процессы создания web-сайта и CD достаточно схожи.
Они требуют близкого состава команды
разработчиков и делятся на примерно одинаковые
этапы. Остановимся на этом более подробно.
Для создания ЭИ по культуре необходимы
следующие специалисты (или группы специалистов):
- "предметник" (искусствовед, историк, и т.п.), имеющий непосредственное отношение к тематике ЭИ;
- художник;
- программист, работающий в сфере интерактивных технологий (интернет или мультимедиа);
- литературный и технический редактор;
- независимый эксперт - грамотный человек умеющий работать на компьютере.
Кроме этих специалистов, общих для всех ЭИ, в
работе над CD должны принимать участие видео- и
музыкальный редакторы. В случае работы над
web-ресурсом, необходим еще и программист -
администратор сайта, который будет размещать
материалы в интернет и поддерживать техническую
жизнеспособность сайта в дальнейшем.
Все участники проекта должны иметь
представление о формирующейся сегодня на наших
глазах "экранной культуре" и разбираться в
информационных технологиях на уровне
пользователя (а программист - профессионально).
Что касается художника, то в настоящее время это
уже достаточно распространенная специальность в
сфере информационных технологий, имеющая,
применительно к интернет, даже особое название -
web-дизайнер.
Специалистов гуманитарного профиля,
ориентирующихся в мире компьютеров, пока
катастрофически не хватает. Формирование
корпуса таких профессионалов - одна из
актуальных задач развития информационных
технологий в сфере культуры. Подобная работа
сегодня уже ведется, 1 но ее объемы явно
недостаточны.
Единственный специалист, от которого, пожалуй,
не требуется хорошее знание компьютера, это -
редактор: ему предстоит работать лишь с текстами
ЭИ. Тем не менее, современный литературный
редактор - это человек, который также владеет ПК,
технически значительно упрощающим саму
процедуру редактуры.
Предпочтительно, чтобы у каждой группы специалистов, был лидер или
формальный руководитель, разрешающий творческие споры и взаимодействующий с
руководителями остальных групп на уровне готовых решений.
Возможна и ситуация, когда у нескольких групп общий
руководитель, координирующий тот или иной блок
работ над ЭИ. Такое может быть, например, когда
группа специалистов-предметников,
представляющих музей, сотрудничает с web-студией
или мультимедийным издательством. И, наконец,
проекту, безусловно, нужен концептуальный
руководитель, формирующий ключевые -
содержательные, художественные - позиции в
разработке CD или сайта. По поводу того, кто должен
выполнять эту функцию идут не утихающие споры.
Существует два подхода к созданию ЭИ в сфере
культуры. В соответствии с одним из них,
"заказывать музыку", т.е. определять
концепцию подачи материала, должны не
"предметники", а программисты. 2 В
соответствии с другим подходом, во главе
подобного проекта должен стоять именно
профильный специалист, определяющий стилистику
и стратегическую концепцию представления
материала. 3
В словах технократов есть доля истины: никому
же не приходит в голову, что писатель должен
стоять во главе проекта по изданию своей книги.
Но для этого должна веками складываться культура
книгоиздательства. Со временем, видимо, появится
соответствующая культура создания
информационных продуктов. Сегодня же я склонен
солидаризироваться со второй позицией:
информационным проектом в сфере культуры должен
руководить профильный специалист - историк,
искусствовед и т.п. 4
* * *
Теперь об этапах, на которые обычно делят процесс создания ЭИ. Их набор и
последовательность, как правило, не вызывают ни каких споров.
Создание концепции и сценария. В рамках
этого этапа просчитывается эмоциональное и
информационное воздействие ресурса,
гипотетическая мотивация его использования
потребителем (концепция), прорабатывается
принципиальная схема разделов, их наполнения, а
также взаимосвязей элементов (сценарий). Главная
роль принадлежит "предметнику", который,
безусловно, может обращаться за консультациями к
другим специалистам, участвующим в проекте.
Сбор и подготовка материала , т.е. написание
текстов, подбор иллюстраций (а в случае с CD,
звукового и видео ряда) и т.п. В этой работе
принимает участие "предметник" при активном
сотрудничестве с другими нетехническими
специалистами - редактором, корректором, а так
же художником, выступающим в качестве
художественного редактора.
Создание художественного проекта (макета) ЭИ .
В этой работе принимает участие художник,
работающий в соответствии с концепцией и
опирающийся на особенности собранного
материала. Он изготавливает "экраны" -
предлагает варианты их художественно-графического оформления.
Программная сборка . На этом этапе основная
часть работы выполняется программистом,
работающим в рамках сценария и использующего
готовый дизайн экранов. Работа ведется в тесном
сотрудничестве со сценаристом-"предметником" и художником.
Собственно на этом этапе рождается
предварительный вариант ЭИ или, выражаясь языком
программистов, его "бета-версия".
Тестирование ЭИ и его "доводка" . Бета-версия
ЭИ поступает в распоряжение независимого
эксперта, который ищет (и, как правило, находит)
всевозможные ошибки - грамматические,
стилистические, ошибки размещения материала и
программной "сборки". После этого команда
проектировщиков и разработчиков должна
тщательнейшим образом исправить все имеющиеся
недочеты и ошибки.
Тестированием завершается работа по созданию
web-сайта, а в CD-ROM издании есть еще один этап - изготовление
тиража.
Тиражируются CD двумя способами: маленькие тиражи (несколько десятков
экземпляров) записываются на специальные диски CD-R (в соответствии с
программистским жаргоном - "на золото") при помощи устройства, именуемого
CD-Recorder; тиражи в несколько сот экземпляров и более изготавливаются в
заводских условиях (писать их на золото экономически невыгодно).
В последнем случае необходимо
разработать текст и дизайн упаковки, вкладыша
коробки и надпечатки на диске. Но фактически
работа творческой группы над электронным
изданием на CD прекращается с момента
изготовления мастер-диска.
С сайтом имеет место прямо противоположная
ситуация. После его помещения в интернет
основная работа только начинается. Сайт требует
постоянного (хотя и не очень большого) вложения
трудовых, информационных и финансовых ресурсов.
Но при этом может приносить отдачу, многократно
перекрывающую затраты. 5 Часто к созданному
интернет-представительству начинают относиться,
как к изданному буклету или путеводителю, и
перестают обновлять его содержание. Это
глубочайшая ошибка. Сайт - это гигантский
информационный стенд, который должен постоянно
обновляться. Без этого он обречен на умирание и
забвение.
|