ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ /  КУЛЬТУРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ И ПРОЕКТЫ /  ТЕХНОЛОГИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
(фрагмент статьи)
А.Б.Лагутин

Процессы создания web-сайта и CD достаточно схожи. Они требуют близкого состава команды разработчиков и делятся на примерно одинаковые этапы. Остановимся на этом более подробно.

Для создания ЭИ по культуре необходимы следующие специалисты (или группы специалистов):

  • "предметник" (искусствовед, историк, и т.п.), имеющий непосредственное отношение к тематике ЭИ;
  • художник;
  • программист, работающий в сфере интерактивных технологий (интернет или мультимедиа);
  • литературный и технический редактор;
  • независимый эксперт - грамотный человек умеющий работать на компьютере.

Кроме этих специалистов, общих для всех ЭИ, в работе над CD должны принимать участие видео- и музыкальный редакторы. В случае работы над web-ресурсом, необходим еще и программист - администратор сайта, который будет размещать материалы в интернет и поддерживать техническую жизнеспособность сайта в дальнейшем.

Все участники проекта должны иметь представление о формирующейся сегодня на наших глазах "экранной культуре" и разбираться в информационных технологиях на уровне пользователя (а программист - профессионально). Что касается художника, то в настоящее время это уже достаточно распространенная специальность в сфере информационных технологий, имеющая, применительно к интернет, даже особое название - web-дизайнер.

Специалистов гуманитарного профиля, ориентирующихся в мире компьютеров, пока катастрофически не хватает. Формирование корпуса таких профессионалов - одна из актуальных задач развития информационных технологий в сфере культуры. Подобная работа сегодня уже ведется, 1 но ее объемы явно недостаточны.

Единственный специалист, от которого, пожалуй, не требуется хорошее знание компьютера, это - редактор: ему предстоит работать лишь с текстами ЭИ. Тем не менее, современный литературный редактор - это человек, который также владеет ПК, технически значительно упрощающим саму процедуру редактуры.

Предпочтительно, чтобы у каждой группы специалистов, был лидер или формальный руководитель, разрешающий творческие споры и взаимодействующий с руководителями остальных групп на уровне готовых решений. Возможна и ситуация, когда у нескольких групп общий руководитель, координирующий тот или иной блок работ над ЭИ. Такое может быть, например, когда группа специалистов-предметников, представляющих музей, сотрудничает с web-студией или мультимедийным издательством. И, наконец, проекту, безусловно, нужен концептуальный руководитель, формирующий ключевые - содержательные, художественные - позиции в разработке CD или сайта. По поводу того, кто должен выполнять эту функцию идут не утихающие споры.

Существует два подхода к созданию ЭИ в сфере культуры. В соответствии с одним из них, "заказывать музыку", т.е. определять концепцию подачи материала, должны не "предметники", а программисты. 2 В соответствии с другим подходом, во главе подобного проекта должен стоять именно профильный специалист, определяющий стилистику и стратегическую концепцию представления материала. 3

В словах технократов есть доля истины: никому же не приходит в голову, что писатель должен стоять во главе проекта по изданию своей книги. Но для этого должна веками складываться культура книгоиздательства. Со временем, видимо, появится соответствующая культура создания информационных продуктов. Сегодня же я склонен солидаризироваться со второй позицией: информационным проектом в сфере культуры должен руководить профильный специалист - историк, искусствовед и т.п. 4

* * *

Теперь об этапах, на которые обычно делят процесс создания ЭИ. Их набор и последовательность, как правило, не вызывают ни каких споров.

Создание концепции и сценария. В рамках этого этапа просчитывается эмоциональное и информационное воздействие ресурса, гипотетическая мотивация его использования потребителем (концепция), прорабатывается принципиальная схема разделов, их наполнения, а также взаимосвязей элементов (сценарий). Главная роль принадлежит "предметнику", который, безусловно, может обращаться за консультациями к другим специалистам, участвующим в проекте.

Сбор и подготовка материала, т.е. написание текстов, подбор иллюстраций (а в случае с CD, звукового и видео ряда) и т.п. В этой работе принимает участие "предметник" при активном сотрудничестве с другими нетехническими специалистами - редактором, корректором, а так же художником, выступающим в качестве художественного редактора.

Создание художественного проекта (макета) ЭИ. В этой работе принимает участие художник, работающий в соответствии с концепцией и опирающийся на особенности собранного материала. Он изготавливает "экраны" - предлагает варианты их художественно-графического оформления.

Программная сборка. На этом этапе основная часть работы выполняется программистом, работающим в рамках сценария и использующего готовый дизайн экранов. Работа ведется в тесном сотрудничестве со сценаристом-"предметником" и художником. Собственно на этом этапе рождается предварительный вариант ЭИ или, выражаясь языком программистов, его "бета-версия".

Тестирование ЭИ и его "доводка". Бета-версия ЭИ поступает в распоряжение независимого эксперта, который ищет (и, как правило, находит) всевозможные ошибки - грамматические, стилистические, ошибки размещения материала и программной "сборки". После этого команда проектировщиков и разработчиков должна тщательнейшим образом исправить все имеющиеся недочеты и ошибки.

Тестированием завершается работа по созданию web-сайта, а в CD-ROM издании есть еще один этап - изготовление тиража. Тиражируются CD двумя способами: маленькие тиражи (несколько десятков экземпляров) записываются на специальные диски CD-R (в соответствии с программистским жаргоном - "на золото") при помощи устройства, именуемого CD-Recorder; тиражи в несколько сот экземпляров и более изготавливаются в заводских условиях (писать их на золото экономически невыгодно). В последнем случае необходимо разработать текст и дизайн упаковки, вкладыша коробки и надпечатки на диске. Но фактически работа творческой группы над электронным изданием на CD прекращается с момента изготовления мастер-диска.

С сайтом имеет место прямо противоположная ситуация. После его помещения в интернет основная работа только начинается. Сайт требует постоянного (хотя и не очень большого) вложения трудовых, информационных и финансовых ресурсов. Но при этом может приносить отдачу, многократно перекрывающую затраты. 5 Часто к созданному интернет-представительству начинают относиться, как к изданному буклету или путеводителю, и перестают обновлять его содержание. Это глубочайшая ошибка. Сайт - это гигантский информационный стенд, который должен постоянно обновляться. Без этого он обречен на умирание и забвение.


1 Например, АНОК "Музей будущего" (издатель данного сборника) в 2000 году провела для работников культуры три проектно-аналитических семинара на тему "Информационные технологии и культурное наследие" (в Новгороде, Петрозаводске и Олонце); на факультете Менеджмента в сфере культуры МВШСЭН открыта магистратура по специальности "Информационный менеджмент".   Наверх к ссылке на сноску
2 Наиболее последовательно это мнение отражено в статьях Д.В.Ольшанского и В.Д.Праченко (см. Ольшанский Д.В. Разработка музейных сайтов // Материалы третьей ежегодной конференции АДИТ. Ярославль, 1999; Праченко В.Д. Организационные и концептуальные вопросы создания и распространения музейных CD-ROM // Материалы конференции EVA’99-Москва. М., 1999).   Наверх к ссылке на сноску
3 Данную точку зрения отстаивает в своих работах А.В.Лебедев (см. Лебедев А.В. Музейные представительства в интернет. Российский и зарубежный опыт // Музей и новые технологии. М., 1999; Он же. Технологии мультимедиа: Возможности и реалии // Указ. изд-е).   Наверх к ссылке на сноску
4 См. Лагутин А.Б. CD-индустрия в области культуры современная ситуация и возможные перспективы развития // Материалы конференции EVA’2000 - Москва. М., 2000.   Наверх к ссылке на сноску
5 Эффект, который может получить музей от своего web-представительства, подробно рассмотрен в сборнике "Музей и новые технологии" (М., 1999).   Наверх к ссылке на сноску

  Полный текст.  Скачать ZIP-архив с текстом статьи в формате RTF.

© Музей будущего, 2000-2001