ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ УМЕЕТ ЛЮБИТЬ ЖИЗНЬ. Что есть жизнь, граждане, если не любовь. Скажете, что у некоторых не так. Это да, но вряд ли они этому рады. Зато у других – прямо наоборот. А любовь предполагает свободу, как взятия неких обязанностей, так и освобождения от оных. И неизвестно, что из этого проще. И вот Вам наша героиня – свободный человек, сам себя сделавший человек, сумевший пронестись над полноводным потоком технической интеллигенции и воспарить куда-то там к богеме в одной щипанной кроличьей шубке. Почему это не пошло, граждане, а местами – даже прекрасно и велико на наших равнинных пространствах? Потому, что умеет Раиса Александровна над собой смеяться, свободна от объиндючивания себя. Она как-то умудрялась жить и по мере возможностей, и выше их. И главное, в любых обстоятельствах не теряла заинтересованности к полотну той уже далекой от нас жизни, в которой, казалось, и происходить ничего не могло. Кавалеры ли этому способствовали, или собственная художественная натура – наверное, и то и другое. Ведь как радостно – уметь находить в другом то, за что его можно любить, как это утешает и расцвечивает серые (для немогущих) будни. Но и мужской пол был не безлик, талантлив, попадались и художники. И оказалось, что коль дана свобода, то она как свет, везде светит. Федорова свободна использовать и фантики, и прочие одежки от продуктов (а кто из жизнерадостных людей покушать не любит). Продукты кормят тело, тело любит мужчину, голова на это все смотрит и ласково иронизирует, и помнит все хорошее, что было раньше. А потом из всего этого рождаются коллажи про жизнь, в которых легко каждому найти свой кусочек, и умилиться, и полюбить их. Конечно, все это не на голом месте выросло – тут и домашние альбомы и огромный, ныне ушедший от нас пласт стенной печати – неизбежной принадлежности любого НИИ. Этот настенный самиздат мог быть пафосным и добрым, звать к свершениям и иронизировать, и очень часто – поздравлять, веселить, радовать. Но надо очень верить в себя и надо ничего не боятся, чтобы произрастить из всего этого и себя то, что Вы увидите. И еще: у Раисы Александровны очень хорошая проза. Правда – правда. ИГОРЬ ВОВК.
НЕМНОГО О СЕБЕ. Я родилась в Москве 8 июля 1922 года. Великая Отечественная война помешала получить мне высшее образование. Оставшись без какой либо специальности, я работала служащей в разных конторах, а с 1949 г. по 1983 г. в Центральном институте типового проектирования Госстроя СССР. В 1978 по 1980 год обучалась в Народном Университете Культуры при библиотеке им. Вс. Иванова на факультете изобразительного искусства. Успешно окончила курс обучения, представив реферат на тему: ''Приглашение в Русский музей'', который заслужил высокой оценки и был оставлен музею библиотеки. В детстве я конечно рисовала, как все, но не рано ко мне пришло метафорическое видение мира. Сначала оно проявилось в поэзии. В 33 года я начала пописывать стихи. Их у меня набралось с тех пор много. Читались они друзьям и со сцены художественной самодеятельности . Живописью начала заниматься с 1983 года. В это время я, уже будучи на пенсии, работала в Центральном выставочном зале смотрителем. Большая смена впечатлений от часто менявшихся выставок всколыхнула во мне еще юношеское влечение к прекрасному. В то время, в детстве, я росла и воспитывалась под наблюдением старшего брата - будущего художника Н.И. Буравцева, а тогда еще студента ВХУТЕМАСа. Картины мои под стать стихам и основное, что я стремлюсь в них отразить - призыв к добру и красоте. Методом ассоциативного восприятия окружающего мира, с оттенком юмора, я пытаюсь искать не только единомышленников, но и стремлюсь быть понятной каждому. Меня не привлекает только рисунок или пейзаж, без диалога, как внутри изображаемого, так и со зрителем. Вот поэтому мне всегда нужны люди, различные типы людей, много людей !! Участвовала в нескольких выставках наивной живописи начиная с конца 80-х годов. Были и успехи и разочарования... Но жизнь продолжается, и это прекрасно! Сегодня, благодаря сердечному и теплому отношению, неоценимой поддержке моего скромного творчества со стороны работников Муниципального Музея Наивной Живописи, я имею возможность представить на Ваш суд собрание моих работ под названием «Критический наив», девизом – «и виждь и внемли!». Я отобрала для этого наиболее интересное, на мой взгляд, что наработано с детства за долгие годы жизни и помогло бы рассказать Вам о моем видении этого прекрасного и удивительного мира.
ФЕДОРОВА РАИСА АЛЕКСАНДРОВНА
НЕМНОГО О РАБОТАХ Настоящая юбилейно-отчетная выставка моих работ за 1928-2002 годы включает: живопись, графику, коллажи, аппликации, фотомонтажи
и 3 книги самиздата, собственноручно иллюстрированные (''Солнечные зайчики'', ''Штрихи из жизни'', ''Моя весна Боттичелли'') и изданные под псевдонимом Божедарова. Несмотря на мой громкий книжный псевдоним, экспозиция не включает: Турпоходы на байдарках (та вода давно уж утекла). Соответственно к ним – пленки кинофильмов и слайдов (потускнели, испортились). Смоделированные и сшитые собственноручно: пальто зимние и ''деми'', коллекции легкого платья и обуви разной, кроме галош (частью истлели, часть побила моль и... вообще все вышло из моды). Новогодние, праздничные, предпраздничные и по-случˇаям, на протяжении 33-х лет стенды и фотомонтажи для сослуживцев (кои все их давно растащили и, наверное, вместо того чтобы уничтожить, продали,… то ли на запад, то ли на восток) И, наконец, первое, долгое свадебное путешествие в Германию, в г. Галле (1946-1947гг) (не потускнело, не истлело…, ну да Бог с ней, с Германией!)
И все же, по поводу не представленных стендов и фотомонтажей иногда думаю, оглянувшись и перекрестившись, а может и получился бы из меня художник – плакатист! В-о-о-о, как!
Однако, что получилось, то и получилось.
Вот только спонсоры мои д-а-а-а-вным - д-а-а-вно, как и динозавры, вымерли. Потому крупной презентации, призов и лотерей Вам не предлагаю, и звезду на площади Звезд не жду, так как она, моя единственная, куда-нибудь сама тихонько закатится. Уповаю только, что на этой выставке Вы иногда улыбнетесь и чуть-чуть ''отключитесь'' от повседневности. К Вашим услугам, с глубоким почтением, Раиса Федорова!
СПАСИБО! Участие в выставках. 1. г. Москва. Выставочный зал ''Тушинский''. 1988 г. работы: ''Снова цветут каштаны'', ''Крещендо диминуэндо'' 50*70, оргалит, масло. 2. Франция, г. Париж. Дом искусств народов мира им. Ж. Помпиду, г. Лаваль. 1988г. работа: ''Снова цветут каштаны'' 3. г. Москва. Выставочный зал ''Солянка''. Выставка ''Авангард'', 1991 г. работы: ''Благословение'', ''Несовместимость'', 50*80, оргалит, масло. 4. г. Москва. Центральный выставочный зал ''Манеж'' 1991 г. те же работы: ''Благословение'', ''Несовместимость''. 5. г. Москва. ВДНХ. Выставка ''От наивного искусства до кича''. 1991 г. те же работы: ''Благословение'', ''Несовместимость''. 6. Культурный центр МВД Персональная выставка. 1993 г. Живопись - 10 работ, графика - 20 работ, коллаж - 6 работ.
|