Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике создана первая в республике постоянно действующая специализированная экспозиция “Музей наивного искусства России''. Разместилась она на территории Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, в здании монастырской трапезной. В основе новой экспозиции - одна из крупнейших в стране коллекций наивной живописи, которая формируется в музее с начала 1970-х годов. Со всесоюзных, всероссийских и региональных выставок отбирались наиболее интересные работы. Сейчас коллекция наива включает более пятисот произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В экспозиции находятся работы наивных художников, получивших мировое признание, неоднократно экспонировавшихся в России и за рубежом. Работы из коллекции музея принимали участие во всех всероссийских и всесоюзных выставках, начиная с 1970-х годов. В последнее время картины из нашего собрания очень активно выставляются в Москве. Неоднократно коллекция наива из владимиро-суздальского музея представлялась и за рубежом (наиболее крупные зарубежные выставки: Советский наив. Париж-Лаваль. 1988 г.; Фестиваль наивной живописи. Лаваль. 1997 г.). Вещи из нашего собрания публиковались в различных изданиях. В 1984 году вышла в свет “Всемирная энциклопедия наивного искусства”, в которую вошли статьи и об авторах из нашего музея, опубликованы несколько произведений из коллекции музея. На предпоследней, регулярно проводимой в Братиславе международной триеннале наивного искусства, художник из Ивановской области П. Леонов, чьи работы широко представлены у нас в собрании, получил Гран-При. Не будучи знакомыми, с приемами академической живописи, наивные художники вынуждены творить интуитивно, находить “свой” изобразительный язык. Но творчество наивов все же имеет тесные связи с традиционной народной культурой их страны (система образов, колорит, восприятие национального пейзажа или исторических событий обусловлены глубинными национальными традициями). Их работы очень разные и по тематике и по манере. Каждый из авторов обладает художественной индивидуальностью, видит мир по-своему. Но все эти работы объединяет талант их создателей, искренность чувств и непосредственность их выражения. Величие и спокойная красота природы русского севера предстают перед зрителями в пейзажах Георгия Попова. Пейзажи Любови Майковой при внешней лаконичности и достоверности притягивают глубокой философичностью и ощущением ирреальности и призрачности бытия. В работах Сергея Степанова, Ивана Никифорова, Михаила Крамского оживают их воспоминания о прожитой жизни. Акварели И. Никифорова - это подробный рассказ о городском и деревенском быте начала века. Рассказ яркий, по-праздничному красочный с мельчайшими деталями и подробностями, создающий настроение народного праздника. Художник из Владимира Василий Пластинин в своих картинах осмысливает историю родного края от времен Владимиро-Суздальского княжества. Ярким пиршеством красок и праздничной декоративностью выражают свое восхищение полнотой жизни и радость бытия Татьяна Еленок и Елена Волкова. Глубиной и силой настроения поражают работы Владимира Мизинова и Анны Дикарской. Разнообразие авторских стилей и индивидуальностей позволяет показать весь спектр такого интереснейшего явления художественной жизни России ХХ века как наивное искусство.