Дважды кликнете мышкой на картинке - она увеличится.
ТАТЬЯНА ДМИТРИЕВНА ЕЛЕНОК Когда всё кругом неясно и нечетко, очень приятно встретить успешного, уверенного в себе человека. Еще приятнее, что своё счастье он получил не за чужой счет. У меня такая встреча случилась давно, и до сих пор я не перестаю удивляться Татьяне Дмитриевне.
Такое впечатление, что Татьяна Дмитриевна «вышла из экрана» пырьевских «Кубанских казаков», что это она снималась там – такая мощная положительная энергетика идёт от неё. И песни украинские она петь обожает, и улыбка у неё такая же, и за любую работу берется. А говорили – приукрашивание, сказка…
В далёком 1930 году появилась на свет наша героиня в Краснодарском крае на небольшом хуторе Марьяновский. А дальше была война, голод, смерть мамы, учёба «на связистку». Долгая и успешная работа с массой патентов, изобретений и усовершенствований. В 1973 году она впервые приняла участие в выставке, заявив о себе как о художнике. Надо сказать, что Татьяна Дмитриевна быстро перешла на большие размеры работ, что говорит о её смелости и решительном характере. И в то же время она – совершенно лёгкий, неконфликтный человек, скорее наоборот – миротворец по своей природе, что самым благотворным образом повлияло на её жизнь.
Относиться к любой работе, как к самой важной – принцип Татьяны Дмитриевны. И к живописи она подошла так же серьезно – стала активно посещать выставки, вдумчиво изучать работы художников. К счастью, не сильно испортилась «насмотренностью». Дело в том, что у Еленок – талант от Бога, и её учить – только портить. Это всё равно, что народную сказительницу затолкать в Литературный институт – и своё потеряет, и чужому не обучится.
Сейчас, спустя 33 года, её произведения хранятся в музейных и частных коллекциях у нас и за рубежом, она признана классическим русским наивным художником. Полотна Еленок входят во многие масштабные каталоги, в том числе и во Всемирную энциклопедию наивного искусства (Белград, 1984). Это значит, что в её работах есть то, что ассоциируется у иностранцев с русской душой, русским национальным сознанием. Но мы с вами тоньше чувствуем свою культуру, чем иностранцы. И мы видим, что в работах Татьяны Дмитриевны есть не только великорусские, но и малорусские корни – это оттуда такая яркость, такая красочность. Даже африканских львов она украшает – то девичьими цветочными венками, то роскошными шубами, Да что львы, лягушка – и та у неё делается царевной: цвета красного и изукрашена пречудно. А лошадка «одета» красивее самой цыганки. Как Франциск Ассизский, Татьяна Дмитриевна любит каждое Божье создание и украшает его – живи и веселись на радость всем.
Философия радости и аскетизма.
Добро всегда имеет отдачу. Чудо, какие у Татьяны Дмитриевны дочка Марина и внучка Юля – помогают маме и бабушке во всём, заботятся о ней. Когда готовился каталог, они просмотрели материалы по выставкам почти за 40 лет, несколько месяцев, не высыпаясь, сидели за компьютером, чтобы успеть к сроку. Такие семейные отношения сегодня не часто встретишь, хотя на самом деле такие дети должны бы быть у всех. Так что эта деталь биографии художницы тоже о многом говорит – хорошая жизнь для Еленок существует и в повседневной реальности, так что не удивительно, что есть она и в ее картинах.
Она населяет свои картины множеством добрых людей, а еще – множеством предметов, которые сделали эти работящие добрые люди. Все они – и люди и предметы – помощники нам в настоящей и будущей жизни. Все они приносят какую-то пользу. Инженер идёт с чертежами, архитектор – с макетом нового здания, колхозница жнёт, летчик управляет самолётом… Лампочка светит, продляя день радости, трактор обрабатывает поле, чтобы вырос большой урожай, космический спутник изучает погоду на земле…
Картины Еленок напоминают и иконы, и плакаты, и наглядную агитацию «за лучшую жизнь». А чем плоха такая агитация? Все мы «за лучшую жизнь». Тем более, что она такая нескучная, такая радостная. Татьяна Дмитриевна – настоящий русский человек, ибо, несмотря на тусклую европейскую одежду, в глубине души мы храним любовь к броским и ярким краскам: вспомните наши русские народные костюмы, вспомните расписные терема. Вот и работы Еленок органично продолжают народную эстетику в народной же живописи.
В народном искусстве всё симметричное – красиво. Конечно, и Татьяна Дмитриевна любит симметрию, но симметрия у неё наша, русская – т.е. не совсем симметричная. Такими были русские храмы до появления заезжих архитекторов – итальянцев, голландцев, немцев. Строилось что-то одно, потом к нему прилеплялось другое, потом третье, церковь росла как ласточкино гнездо, гнездо святого Духа. Так и у Еленок: по центру стол с самоваром, под столом – любимый котик, по бокам – кусты с неизвестными науке, но от того не менее прелестными розанами, слева бабушка, справа дедушка, зато наверху с одной стороны ракета, а с другой луноход.
Те же ракету и луноход мы видим и над Новодевичьим монастырем, написанным как символ русской красоты в узорчатом русском стиле. Но красоты много не бывает, поэтому Татьяна Дмитриевна добавляет симметричных белых лебедей и черных ласточек, пускает по небу и земле веселые полосы ситцевых тканей из цветов и облаков. Как цветным горохом населяет она пространство бабушками, внуками, художниками, фотографами, собачками, мамами с колясками, а передний план украшает прямо-таки бразильскими цветущими кустами – в реальности цветы наши маленькие, скромные, а душа просит больших. Новое прилеплено к старому, но в том нет противоречия, а только перетекающее из одного в другое счастье. Хороший человек везде хорошее видит: и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Нет у Еленок антагонизма ни с царской Россией, ни с советской властью. Индустриализация проходила на её глазах, и она как искренний человек видела, что лошадка хорошо, а трактор лучше, что солнце хорошо, но вечером – лампочка даёт человеку большую помощь, что электричество – это заря новой Эры. По службе Татьяна Дмитриевна, техник телеграфа, имела самое непосредственное отношение к чудесам, привнесенным электричеством. Этому волшебству художница посвящает не одну свою работу. Вот яркая работа «Кремлевский мечтатель»: в центре Ленин, родитель плана ГОЭЛРО, стоит на плотине гидроэлектростанции, а по периметру в клеймах – история борьбы и побед рабочего класса от Парижской коммуны до строительства ядерной электростанции. И над всем летит павлин с надписью-мечтой «триллион киловатт». «У меня же уникальная тематика – электричество. Я когда в Суздаль ездила и там вытащили все мои работы, штук 40, так я сутки ни есть, ни пить не могла, переживала внутри себя – вот как я столько наворочать успела? Главное – все потому, что я живу по плану, у меня с вечера уже все записано, что на завтра делать. И я, когда просыпаюсь, не лежу, не валяюсь, мол, ой, я вставать не хочу, меня прямо выстреливает из кровати, и я сразу смотрю по списку, что делать главное. Это у меня от работы закалка, я же 30 лет проработала в военной организации. И еще подрабатывала, у меня же дети, а аванс 37 рублей, и я прямо жизни благодарна, что научилась карабкаться».
Невозможно пройти мимо полотна под названием «Ожидание». Среди прекрасного сада, в окружении добрых зверей и птиц сидит милая девушка. Она ждёт встречи со своим будущим. Рядом пробегает река времени и лежит волшебная дорога, по которой к героине движется судьба. Если признать эту работу своего рода автопортретом самой Татьяны Дмитриевны, то надо сказать, что её мечты сбылись, она дождалась своего счастья: честно работала всю жизнь, стала известной художницей, но как многие настоящие творцы не почивает на лаврах – трудится, используя каждую свободную минуту. Пока есть силы, будет и творчество.
А теперь дадим слово самой героине: Голос у не громкий, но тем не менее завораживающий, гипнотизирующий, заставляющий слушать: «Слушайте, девочки. Я не хвастаюсь, я вам совет даю – относитесь ко всему нормально. Не смотрите – куда повесили, туда, сюда, может, вообще за дверь, не это главное. У меня один раз картина за дверью висела, а ее и отобрали на Всесоюзную выставку. Я звоню, спрашиваю, как же они ее разглядели, а мне женщина говорит – важно, что у Вас характер не конфликтный. Вот она, девочки, проговорилась. А станешь права качать – то не нравится, это не нравится – кто тебя в другой раз возьмет? Ведь надо и их понять, у них тоже один повесит так, а потом приходит начальник и говорит – нет, повесьте по-другому, и против ничего нельзя сказать, а то с работы выгонят. Вы лучше помните, что мы самые счастливые люди, мы же художники, мы же так улетаем. Мне, девочки, восьмой десяток, а я буквально забываю обо всем, когда рисую, мне по телефону звонят, а я не слышу, есть – не ем. Мои домашние это уже давно знают и меня не трогают. Мы должны работать. Я человек решительный, если чего решила, обязательно добьюсь, я же из детдома, мне никто не помогал. У меня буквально каждый час расписан, я себе список составляю – что завтра делать. Вот у меня пенсия небольшая, за квартиру заплатишь – мало что остается, но я все распределю и меня хочешь режь, лишнего не потрачу, потому, что я должна жить сама, не сидеть на шее у детей. Но, допустим, я иду на вернисаж, или кто-то меня пригласил, и я хочу поднять себе настроение. Я куплю цветок, один, но куплю, я для этого буду сидеть на воде и хлебе, но цветочек возьму. И буду идти по улице счастливая, и будет мне хорошо. Я вас не учу, я с вами делюсь большим жизненным опытом. Я уже по лицу вижу, кто жулик, а кто хороший человек, конечно, бывает, ошибаюсь, но редко. Давно, в перестройку еще, аферисты мои картины взяли и увезли, а там и сами за границу выехали. Ни картин ни денег. Другие бы с ума посходили. А я себе говорю: самое главное – я жива, а картины я новые нарисую. Но ни в милицию, никуда подавать не стала, может, благодаря этому и жива до сих пор, а что вы думаете – им прибить ничего не стоит. Или вот были у меня знакомые, вместе по Союзу ездили, рисовали, бригада такая, я одна женщина, и я чувствую – добром это не кончится. Я себе говорю: Таня, осторожно! И потихоньку-потихоньку, без ссор от них отошла, они даже не заметили. Они стали галеристами, живопись забросили, и у них, конечно, теперь благосостояние и машины японские. А недавно увидели мои картины в ЦДХ, и у них челюсть отвисла, они аж остановились, как меня узнали. И один говорит: ты из нас самая счастливая, потому что ты настоящий художник. Это главное – не надо никому завидовать и работать. Я во всех посольствах побывала, и в американском, и в финском, и в кубинском, во всех. И знаете, они когда прием готовят – стараются, предлагают самое лучшее, и, конечно, кругом красота поразительная. Я радуюсь этой красоте и мне все нравится, но я никогда не завидую, никогда не хочу бежать за этой красотой, чтобы и у меня так было. Я вообще всегда стараюсь делать зарядку, хоть чем, вращаю глазами, а когда мне операцию на печени делали, я придумала с кровати падать. Все соседки смеются – для чего женщина с кровати падает, а это я так придумала зарядку делать, падаю и ползу изо всех сил на кровать. У меня вот такой шрам, от груди до низа, а я ползу. Соседки позвали врача и все рассказали ему, а он им и говорит – вот вы все умрете, а она выживет, да, так и случилось. И я этих врачей раз в год, но обязательно поздравляю, и они все удивляются, что я живу. Я люблю всех художников, всех прямо, я никогда не скажу, кто мне больше нравится, потому, что я принимаю все и знаю, какой труд стоит за всеми этими картинами. Я знаю, как они смешивали краски, как искали форму, я знаю этот труд. Мы с Вами счастливые люди, у нас с Вами есть цель. А что у богатых – секс да рестораны, это все быстро надоедает».
Татьяна Дмитриевна искренне верила в социализм, в большое и светлое будущее. Вы скажете – наивная. А у неё всё сбылось, из деревенской девочки сделалась известным художником, без родственников, без протекции, а главное – без зависти и без интриг. Вы скажете, талант живописный, а я скажу – тут талант шире. Ей дан талант счастливой жизни. Сейчас Еленок – городская жительница, но она и в селе была бы «на первых ролях». Во-первых – любит труд, во-вторых любовно относится ко всей земле – будь то земной шар или горшочек с цветком.
Есть такое прекрасное слово: «хозяйка». Екатерина Вторая была хозяйкой. Позабытый сегодня типаж можно увидеть на ярославских портретах 18 века, заново открытых свету Саввой Ямщиковым. Это не сегодняшняя полуголая напыщенная гламурная богачка, это хозяйка, могущая вырастить двенадцать детей, обустроить дом, ухаживать за огородом и садом, помогать нуждающимся, заботиться о муже, словом, непрерывно трудиться для своей семьи, а значит, и для своего Отечества.
Обычный человек тяжело живет в мире. Покорный кряхтит и терпит, решительней – приспосабливается, и только радостный живет легко сам и других утешает. Не знаю, было ли дано такое счастье Татьяне Дмитриевне при рождении, или жизнь научила, только смотришь на неё – и хочется по-доброму завидовать ей. И. П. Вовк (E-mail: ff1234567@yandex.ru) В. В. Метальникова Статья опубликована в журнале ''Народное творчество'' №2 за 2011г.
|