ЕСЛИ КЛИКНУТЬ ПО КАРТИНКЕ - ОНА УВЕЛИЧИТСЯ
…НО БУДЕТ ИМЕТЬ СВЕТ ЖИЗНИ от Иоанна, 8:12
Надо любить свою землю. Это все знают. Но для нас это нехарактерно. Нам все родное кругом постыло, и тянет – кого в Москву, кого в Париж. Только с таким характером редко где счастье найдешь. А счастье – это когда любишь свое, то, где родился и живешь, не фантом кинематографический, а свой дом. Дания времен Андерсена с нашей точки зрения была страной скучной, но это не помешало гению населить ее ужасными и прекрасными персонажами, т.е. сделать занимательной для миллионов людей. Александр Груздев – человек еще молодой, и, конечно, его тексты грешат графоманией, но все же они интересны. Читая их, видишь, что груздевская ось мира проходит через его родной Подосиновец, что все события мировой истории происходили если не прямо там, то рядом. И это прекрасно, ибо это сказочно, это эпично, и это отчасти правдиво. Ведь необъятное умом чудо – дарование именно тебе жизни – уже свершилось, и оно так велико, что не зависит от места жительства. Мне кажется, что вера в Бога помогла Саше понять это. Помещая его картинки среди других наивов, я подчеркиваю детскую чистоту сердца, без которой «не войдешь в Царствие Небесное». Хочется пожелать ему меньше невзгод и больше творческих удач в изучении родного края, который он так сильно любит. И этим дает нам, малопамятным, пример. Особенно мне хочется поблагодарить народного мастера Александра Шутихина, привезшего в Народную галерею материалы о Груздеве. Так вот и надо помогать друг другу, чтобы жительство наше улучшалось. Игорь Вовк, руководитель Народной галереи.
БИОГРАФИЯ И ЖИВОПИСЬ АЛЕКСАНДРА ГРУЗДЕВА (Текст Александра Шутихина) Александр Иванович Груздев родился в посёлке Подосиновец в 1977г. После окончания школы работал художником-оформителем в местном клубе. С 1995 года восстанавливал Подосиновскую Богородице-Рождественскую церковь. Служил чтецом в церквях Подосиновца, Пинюга, Ульяновской области. Несколько лет учился в Вятской духовной семинарии. Пытался поступить в Иконописную школу в Троице-Сергиевой Лавре. С 2000 года паломничает по России. Пишет картины, связанные с историческим прошлым Подосиновского края. Занимается литературной деятельностью на краеведческие темы. Живопись Александра Груздева.
Чтобы понять живописные работы Александра Груздева, можно их рассматривать как иллюстрации к жизнеописанию самого автора. Книга с названием «Мой маленький духовный мир» вся расцвечена красками, наполнена духовностью и романтизмом. Всё в произведениях романтизировано, что объясняется не только молодым возрастом автора, но и сохранённой детскостью души. Картины, как сказки, которые Александр услышал или увидел в детстве и продолжает сочинять в своём воображении. Духовность в его произведениях глубоко религиозна. Свою судьбу и судьбу страны он неразрывно связывает с верой в Иисуса Христа. Всё, что происходит в окружающей жизни, он непременно переносит на плоскость картины, придавая событиям религиозное содержание. Этим он фиксирует события и утверждает их.
ПОДОСИНОВСКИЕ СКАЗЫ, ИЛИ МОЙ МАЛЕНЬКИЙ ДУХОВНЫЙ МИР (ТЕКСТЫ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ГРУЗДЕВА В КОТОРЫХ ОН КОММЕНТИРУЕТ СВОИ КАРТИНЫ) Цикл односюжетных рассказов (в переводе с архаических изречений на Богословский язык) так называемых православно-народных современных сказов на тему «Мой малень-кий мир». Открываем мой маленький мир!...читаем!
№ 1 «ВИДЕНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПЕТРА» Святому апостолу Петру во сне было видение. Чаша наполненная омерзительными насе-комыми , скорпионами и кузнечиками-акридами, спущенная на покрывале с Небес. И глас Бога глаголющий- возьми и яждь ( т.е. съешь). Насекомые символизируют покаявшихся язычников, принявших крещение. Райская растительность не похожа на земную. Так представляли её первохристиане. Шестиконечная звезда – символ Бога Саваофа.
№ 5 «СОТВОРЕНИЕ АДАМА» В этой картине заложен весь смысл Сотворения мира – Начала и Конца. Бога никто и никогда не видел, потому в картине Он, Творец изображён в виде Солнца в зените Шестиконечной Символической Звезды. Рай сам по себе не мог быть чересчур ярким и красочным, так как Зло всё равно сущест-вовало до сотворения Адама, потому картина получилась темна и столь красочна. Из Адама произойдёт в будущем и Сам Спаситель Мира – Христос!
№ 7 «РОССИЯ XX ВЕК» Взгляд Богоматери со слёзными глазами, на Россию, падавшую под большевистским гнё-том Октябрьской революции. Диадема – символ последней Российской Державы и Монархии. Памятный потрескав-шийся столп обелиска и купол последней славной эпохи Императора Николая II . Опавший лист – символ, призыва, подвижничества за Христа, и грядущий миллионный сонм Новомученников и Исповедников Российских.
№ 8 НИКА (КОЛЧАК) На первый взгляд картина производит впечатление никчёмности и даже можно сказать бездарности художника. Но если глубоко всмотреться в её духовный внутренний мир, то можно легко обнаружить там высокую оценку сюжетной постановки, имеющей прямой религиозный смысл. Это ЗНАМЯ, горящее в огне алчности Коммунистической Орды, одна эпоха репетиции Антихриста, за другой : Ленин, Сталин, Берия. Миллионы Российских Новомученников. Крест казнённых подосиновлян большевиками комиссара Ивана Конева. Погромленный храм в с. Подосиновце. Лозунг скорее всего Призыв православных христиан: «За Веру, за НИКА, мы русские Царя» Литургийная расшифровка слова «НИКА» означает «Копьё и Губка». Копьём был прободен Христос , и Губкой с уксусом напоен Он был. Знамя Адмирала Колчака. Колчаковское Знамя и сопротивление за свободу России, от большевистского ига. Н – Народная И – Иисусова К – Колчаковская легенда ХIХ – ХХ вв. А – Армия Такое знамя с инициалами «Н.И.К.А.», было найдено в долине реки Яика, вблизи г. Златоуста в 1922 году. P.S. Считаю самой лучшей своей работой на тему « патриотической идеологии Православной России в кистях авангарда ХХI века»
№ 9 «ПОД ОСИНОВЦЕМ» Картина имеет различное (двусвойственное) понимание в значении истории всего Подо-синовского края. Это эмблема земли Подосиновской и одновременно глобус «земного ша-ра», на повороте которого вдруг показалась дивная точка. Повествование древней Дуниловской летописи, хранящее сюжет про легендарного уш-куйника-разбойника, одновременно олигарха-вотчинника и духовного деятеля, строителя городов и храмов, всем нам известного новгородского посадника Анфала ( Анфима) сына Никитина. Весеннее половодье, по обыкновению затопляющее луга, подходило под Оси-новскую гору, на которой возвышался средневековый Подосиновский оплот. По преда-нию, в начале XIII века Осиновский посад имел свойственное той поре (частых набегов татар) двойное береговое укрепление, так называемое «глухие форты»: стояли срубленные стены в виде широких бревенчатых срубов, наполненных землёй, по всему подолу речки Чернушки, впадавшей под Осиновской горою в реку Юг. В эпоху царя Ивана Грозного город Подосиновец был упразднён и из-за ненужной мас-сивности больше никогда не возобновлялся. Он так и остался вечным пятном на истлев-ших хартиях древнерусских летописей. В пору набегов казанских татар XVI столетия Осиновецкая горка была укреплена дополнительной земляной осыпью, на которой был вновь отстроен древний Детинец. А в народе небольшую Осиновскую крепость стали прозывать «Пятницким Городком». В 1612-1613 годах в устье реки Пушмы произошло «ледовое побоище» подосиновлян с поляками. В результате чудесного явления Чудотворного (Осиновского) Образа Всемило-стивого Спаса Нерукотворного Образа враг отступил от подосиновских пределов в сторо-ну Кичгородка. Позднее святый Образ был перенесён в городок Осиновец и долгое время пребывал там. В 40-х годах XVII столетия в честь этой явленной Чудотворной иконы была построена деревянная церковь Свято-Спасская, а Чудотворный Образ был отвезён в Мо-скву для исцеления царя Михаила Федоровича.
№ 10 «ДВИНСКАЯ ОДИССЕЯ» Это своеобразный (раскрытый в красках) «Сказ о полку Подосиновском». Лидер моей за-думанной идеи воспроизвести живую молву, пародию на бурную жизнедеятельность кон-кретных лиц. «В лето от Рождества Христова – 2001 год, месяца июня в 1 день, подосиновляне от-плыша на каюке и лальчане и вятчане вместях…» - записал на своём живописном по-лотне малоизвестный, но на редкость искусный богомаз-летописец раб Божий Груздев Александр сын Иванов. - Пролетарии всех стран, соединяйтесь!...- прозвучал лозунг откуда-то из-под воды. По-следний «писк» ушедшего в прошлое марксизма и ленинизма: - «Василия Ивановича-то забыли!» - Ох уж эти попы-философы!- пробурчал стихотворец Л. - Да…, береста на все времена! На берестяном-то каюке было бы куда лучше!...»- подумал однажды Ш. Последний кадр отечественной киноплёнки из эпохи «нэпа»: - Я с ним за лещом пошёл, а он в кусты! – посетовал позднее телерепортёр О. - Нет здесь ни нельмы, ни щуки! Зря только спиннинг брал, – послышался голос ДЮСШаиста Р. - Интересно, сколько сейчас градусов на солнце?! – произнесла тихонько шёпотом М., наш задушевный хронографист. - Учиться и ещё раз учиться! Я вам покажу кузькину мать! Гребите, братья, пуще, да по-может Бог! Вон чтец пусть за нас помолится! Он знает, что сказать! – раздался сзади голос Н.Л. – Ой, простите, я не хотел!... - Нехорошо так, товарищ, поступать! – сделал замечание известный нам всем П. - Ну, ладно уж, за то, что провинился, я напишу про вас в «Знамёнку»!, – тот, кто поторо-пился со словами. Но тут его вдруг перебил чтец Г.: - «Яко с нами Бог! Не в силе Он, а в правде!» И твердил он это весь путь. Как-то на заре «водного туризма» воевода Пластинин сказал: «Кто к нам с мечом пришёл, тот от меча и погибнет!»… Двинская Одиссея боярина-воеводы Пластинина Анатолия сына Николаева из рода луз-ских бояр Пластининых полна повествованиями. И все сразу не перескажешь. Одним сло-вом, лодья-каюк,на котором отправилось подосиновское ополчение с дружинами добрых молодцев из Лальска, Котласа и Вятки. Ознаменовался корабль под названием «Архистра-тиг Михаил» (защитник Славы Божией). Его величественный Небесный взор Хранителя рода человеческого и Покровителя водной стихии и путешествующих по морям. Его « мо-литвенный Щит» становится основной защитой каждого православного Христова воина. В Московской летописи 1324 года читаем: «…зимой приведоша новгородци великого князя Юрия Константиновича с дружиной, ратью на Устьюг, и он город взем на щит…» То есть устюжские бояре сдали город без боя, а князю великому Юрию поклонились. По-досиновская дружина во главе с воеводой Пластининым брала все высоты Подвинья на щит, а просторы те и люди им покорны были. Венчающий Восьмикрылый Небесный воевода Михаил (кто как Бог?) золотым лавром Божественной славы пророчащий великое будущее подосиновских первопроходцев к во-дам Белого моря, открывая путь на просторы обетованной Свято-Соловецкой земли. На холме возвышается святая церковь как «духовный маяк», указывающий путь в информа-ционное русло безкрайней духовной реки грядущего паломничества и обретения Право-славной Веры среди творческих личностей интеллигентного общества Русского Севера.
№ 11 МУЖЕСТВО «Ничто не забыто и никто не забыт». Легендарный Квазимода оказывается жив! Порванная военная фотография повествует о главном. Новые боевые подвиги и иная слава. Квазимода отправляется в Дагестан, где проходит службу полгода. 21 сентября 2005 года боевики попытались напасть на Ульяновский СОМ, который охраняет Миатлинскую ГЭС в горах над ущельем Ящер. И Квазимода вступает с ними в бой. Восемьдесят сомовцев - смертников против 250 матерых арабских наемников. Враг уничтожен ВВС. Квазимода представлен к награде. Орден Мужества – для него это как проверка на адреналин? Вто-рой «Георгиевский крест» - прибавка к мужеству российского воина или замена Золотой звезды Героя Российской Федерации?!
№ 13 «НОЯБРЬСКИЙ ПУШМАК» Эксклюзивный вариант духовно-нравственного Богословия в красках о животных и при-роде (для детей и взрослых). Начиная с истории Подосиновского края я попытаюсь рас-шифровать слово «Пушмак», так как и сам живописный сюжет поставлен на реке Пушме. В древнерусских грамотах великих Московских князей реку Пушму нередко прозывали просто как «пушка». Но название реки произошло от наречения оной булгарами ещё в да-лёком X веке, когда «пушмаками» называли «булгарских охотников», обыкновенно хо-дивших на охоту в Подосиновские леса. Пушмаком в своём произведении я назвал лося, который жил на реке Пушме. У древних булгар (а это, собственно, самое древнейшее сла-вянское племя, ранее проживавшее в степях Казахстана) «Пушма» или «Пушмак» означа-ло не только «охотник», но и «путь-маяк», по которому охотники ориентировались и пла-вали среди непроходимой Вятской тайги. По преданию, у булгар даже стояла небольшая крепость на берегу укреплённом над рекой Пушмой (примерно в пределах деревни Кос-тинской и деревни Потемино) с названием «Пушмакский городок». В легенде про булгар-скую рать, ходившую из Великого Города на Устьюг, упоминается «Пушмацкий горо-док», который якобы заложил сам царь булгарский Пушма в знак своей победы над устю-жанами. По одной из древнейших легенд, покоритель Сибири легендарный Ермак родом был из Вологды, из так называемых обрусевших булгар. ….Вернёмся к сюжету произведения. На дворе месяц ноябрь, как раз начинается сезон охоты на лосей. О чём думает этот живописный старый лось? Герой сказочного произве-дения, ему не хочется умирать, это сразу ясно, видя из его грустного выражения, словно человеческого лица, всё разумеющего и понимающего. Он разговаривает с деревом, «дре-вом жизни», которое напоследок утешает его. Однажды некий святой старец Оптинской пустыни привёл интересное выражение про зверей: «…ничто на земле не скрыто от Очей Божьих; вот скакал в лесу заяц, и он обер-нулся, но не понял зачем, ибо Господь призрел на него…». Рассказывающее о Боге Отце Вездесущем и Творце всякой земной твари. ….Ранняя охота на лосей. И раненый в ногу старый сохатый по имени Пушмак, скрываю-щийся от преследующих его деревенских охотников, выходит совершенно случайно на дол речки Пушмы, но рядом деревня. Казалось бы, ему можно было бежать вниз по ре-ке.… Но он не хочет этого делать и выбирает смерть. Близок конец его жизни! И даже он, обычная тварь, испрашивает помощи у Всевышнего. По Православию, животное не может познавать Бога как человек. Поэтому он и умирает вместе с душой. Сохатый обращается к сосне: «По смерти моей укрой меня своими ветвя-ми!». А сосна шепчет ему в ответ: «Буду тебе пуховым одеялом и сторожем на долгие ве-ка!...». Именно сосна в поверии у древних славян-язычников славилась наравне с солнцем. «Сосновый сок» - как богемский напиток (в виде лакомых стружек, подобных мёду) под-носили славянским царям на торжественных пиршествах. Отсюда и название «встав со-сна», то есть после сна. Сосновый сок ободряет, а при падучих болезнях служит успокои-тельным снотворно-пьянеющим средством. В XV веке русские в деревнях из соснового сока изготавливали хмельное крепкое пиво. «…Лета (1486 года) о Троицыне дни двою вятчане приходили на Устьюг ратью. А с ними шёл в неволю вятский воевода Костя Юрь-ев. И в ту пору сына его, Торопа, Ванька Тряснов поймал, и он захотел соку соснового, а Костя и сам с ним пошёл в лес, взем топор, и дошед до лесу, рать покинул, и с сыном в город Осиновец убегл…» Далее читаем того же летописца: « …А осиновляне Костю с сы-ном отпустили со многими (ратными) людьми на подводах к Москве . И князь великий их пожаловал. А вятчане (опившиеся соснового соку) хватилися, еже воеводы нет, убегл…». Именно сосновый янтарный напиток, одурманивший вятчан и их предводителя Ивана Трясцу (Трясцова), помог Константину Юрьеву и его сыну Торопу, в день Святой Троицы « …под Осиновцем изгоном» сбежать из плена в Москву. А защитниками «вятских плен-ников» оказались осиновляне. А солнце у животных является единственным духовным источником, напоминающим им Высший разум, т.е. вечную жизнь. Пушмак впоследствии умирает от ран, можно сказать, засыпает под этой самой сосной, но так тихо, что каждый из людей мог бы позавидовать этому лесному герою. А сосна тем временем скрывает под собой его бренное тело. И охотники не находят его.
№ 14 «ВСЛЕД АРХАНГЕЛУ МИХАИЛУ» Корабль со славными путешественниками плывёт от Подосиновца к берегам далёкого града Архангельска. Сам святой Архистратиг Михаил идёт впереди , указывая путь кораблю. Название кораблю- «Святой Архангел Михаил» предложил Раб Божий Александр Груздев и это стало великим «знамением» в начале будущей подосиновской Одиссеи.
№ 15 «ИЗ ТУРОВЦА» Это так называемый мой Апокалипсис в красках, Супер года и всей моей художественной деятельности. Можете себе представить, что мы уже живём в последнее время. Время с Пришествием грозного антихриста, Князя мира сего, т.е. проще сказать, самого диавола, падшего ангела Денницы, властелина тьмы и отца лжи. На небе в первые времена существования всей Вселенной произошла великая битва Бо-жия Архистратига Михаила с возгордившимся и отпавшим от Бога Первоначальным Ан-гелом Денницей (дьяволом). И воевода Небесных Сил Архангел Михаил победил диавола. Пришедший в мир Христос говорил; - «Я видел как молния был низвержен с неба на зем-лю дьявол…». Уже протрубил шестой ангел из откровения апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис). Святые отцы преподобные Киево-Печерской Лавры ещё в XII веке предсказывали: «когда Святый Дуб Мамрийский увянет и Благодатный Огонь с Гроба Господня не сойдёт и Иор-дан святая река повернёт вспять, тогда ждите прихода Антихристова!» Итак, Святой Дуб Мамрийский в 60-х годах XX столетия уже засох, на Иордане, Господней реке, евреи по-строили дамбу – образовалось Мёртвое море. Скоро и сам приход Его!... Монахи-схимники начала XX века, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, считали Ленина «воплощением дьявола», и то, что Октябрьская Революция 1917 года была как «репетиция грозного антихриста», и по соображению святых старцев, по-настоящему Антихристу ещё только предстоит придти. В этом сюжете я решил показать, как сможет, в моём понимании, конечно, по Православ-ному апокалипсису произойти для всех нас Спасительное Второе пришествие в мир Гос-пода Нашего Иисуса Христа. По церковному преданию, Христос и Архангел Михаил, они придут вместе. В картине помещена вся совокупная гармония этого Славного Пришест-вия. Сам корабль, прообраз Ноева ковчега, символизирует наш человеческий духовный мир, целеустремлённый по реке в Вечной жизни. Радуга над ним, символ вечности, Бо-жиего Мира, Спасительный Союз, заключённый Самим Богом между человечеством, по-сле Всемирного потопа и Вечное Согласие о будущем Спасении Православного мира. Од-новременно радуга символизирует Победу Христа над грозным антихристом (дьяволом) и изначально являлась краеугольным камнем, преткновением коммунизму (и грядущему масонскому антихристизму). Вверху над радугой Архангел Варахиил – раздатель благо-словений и покровитель благочестивых семейств. Он держит в руках Царский скипетр и меч со щитом и производит дуновение Духа Святого. Это прообраз Святой Голгофы Цар-ственных Мучеников и Страстотерпцев, Государей Романовых и их семейств. Это своеоб-разное Богословие на фоне архаического эпоса «Святая Русь», рассказывающее о трагиче-ской судьбе 1917 года всей великой Российской Державы. О гибели Святой Руси и ма-тушки Святой Православной Русской Церкви, Её Новомученика Императора Всероссий-ского Самодержца и Царя Николая II. Само название картины говорит само за себя «От Туровца». То есть сам град Туровец, средневековый город-крепость, гвоздь сопротивле-ния иноземным захватчикам, является трёхчастным прообразом эпохи Святой Руси. Во-первых, это предание о нашествии поляков в 1613 году ратью под Туровец и явление Чу-дотворного Туровецкого Святого Образа Божьей Матери «Казанской» и принятие постри-га в этой обители раскаявшегося в грехах казацкого атамана-разбойника Турина. Во-вторых, прообраз «Святой Канавки» Пресвятой Богородицы из предания Свято-Серафима Дивеевской Пустыни, через которую и не переступит антихрист. И в третьих, Туровец – это прообраз сокровенного Святого Града, апокалиптического «Золотого Небесного Иеру-салима». «…(от) Туровца поидоша далее каюк «Архангел Михаил» по благословению церковного пресвитера Василия оной пустыни, на низ Двиною реце »… Древо с зеленею-щей листвою пред лодьею в Знамении открылось, прообраз Святого Мамрийского Дуба, у которого по преданию в дубраве Мамри явилась праведному Аврааму Святая Троица в виде ангелоподобных трёх юношей. На противоположном берегу тянут сеть братья Зеведеевы. Будущие апостолы Христовы – Андрей и Пётр (Симон). Однажды Господь сказал им: «Оставьте сети, пойдём со Мною, Я сделаю Вас ловцами человеков!…». Отсюда впоследствии они стали апостолами, Андрей стал Первозванным, Симон же стал Петром (значит камень) Первоверховным. «На Камне сем Я созижду Церковь Свою,» - говорил Господь. Три речки: Икшинка, Павшинка, Ившинка. По преданию, именно среди этих названий располагалось Древнее Семиречье – земля Новгородских волхвов (VIII век). Ещё до на-шей эры Семиречье было завоёвано императором Александром Македонским. А в начале XII века Семиречье полностью разгромляет легендарный Чингисхан. О месторасположе-нии древней области Семиречье повествует рукописная летопись (книга) найденная в 90-х годах 19 столетия, в одной из изб города Тотьма Вологодской области.. По церковному преданию, именно в том месте, где находилось Семиречье, праведный Ной после Всемир-ного потопа повелел одному из трёх своих сыновей – Ису идти на восток и жить там, дав ему в благословение, от святых костей Адама, вторую часть Его мощей: это двенадцать рёбер, двенадцать позвонков, одну десницу и стопу. Ноев сын Иса со своим семейством по обыкновению пришёл в те пределы, где сейчас располагаются Уральские горы. Он по-хоронил семь рёбер Адама на высокой горе, на которой построил город. А остальные мо-щи раздал своим близким, как в благословение. Город же Иса назвал Новым, а ту страну- Семиречьем, по семи рёбрам Адама. Из этих мест произошли так называемые исаивляне, может быть, эти же самые «новгородские волхвы», как гласит уральская легенда, ещё за-долго, до Великого Новгорода, жили в Семиречье между Уралом и Пермью. И именно из Семиречья, с Востока трое волхвов-путешественников, т.е. мудрецов, прибыли со святы-ми дарами (золотом, смирной и ладаном) по путеводной звезде в город Назарет в Рожде-ство Христово. И спрашивали у Ирода: «Где должен родиться Царь Иудейский?». Но уви-дав остановившуюся звезду над пещерой, где пребывали Иосиф и Мария с Младенцем, сильно обрадовались и поспешили, чтобы поклониться новорождённому Христу. Итак, уже в те дни о Христе знали на далёком Востоке. Ибо и Сам Господь говорил, что «многие праведники придут с Востока и возлягут рядом с Авраамом».
|