Откликаемся. Вот и потекла слеза, а вроде чего такого – самодеятельная живопись. Даже и неумелая, смешная, по первому взгляду, и по второму, а потом присмотришься и сердце сожмется. Видно и сам рядом с простой жизнью, если глаза на мокром месте. 90 процентов нас из деревни, если не в первом, то во втором-третьем поколении, и чего этого стесняться? Французы наоборот гордятся, а мы отказываемся от самих себя и поэтому пропадаем. Но нутро не обманешь обществом потребления. И самый такой растакой глядишь, к концу жизни если не к церкви придет, то хотя бы загород на дачу переберется. Безо всяких деклараций, не продумывая к чему да почему, а просто хорошо ему там. С возрастом человек становится мудрее и перестает носиться за эфемерным, ибо уже знает всему цену. Его все труднее соблазнить и обмануть. Он уже понимает, что настоящее отличается от телевизионного и рекламного как кубик «Галины бланки» от настоящего куриного бульона. Настоящее - это Родина, это те общие гены, которые в каждом из нас, и не выведешь их никакой «Академией менеджмента», история это много раз нам показывала. Русские мы, татарские мы, чувашские, не вытравишь это никаким телевизором, и так всегда будет, а уж хорошо это или плохо – пусть каждый сам судит.
Простота и мудрость. Давно открыто, что высшая мудрость и красота в простоте, и совесть наша там же. Раньше говорили, что простота хуже воровства. Мол, неприспособленный человек много чего упускает, что мимо плывет, недалекий он. А далекий – он и рядом подберет и вдали не пропустит. И вот только пожив достаточное время среди этого воровства люди осознали, что вор хуже всего. Ибо его приобретения это чьи-то недоеденные кусочки и не согретые квартиры, это смертность как в военные годы. Вроде не бомбят и не обстреливают, а сельское хозяйство и заводы как после атомной войны. Вор эффективнее и страшнее любой нейтронной бомбы. А вот народы, держащиеся за свои «отсталые» традиции, такие «глупые и несовременные» – наоборот не пропадают, а множатся. Каким бы «сексом в большом городе» и прочими свободами не соблазняла цивилизация, комфортнее, спокойнее и приятнее жить в стабильном обществе, уважающим человека и традиции. Современная западная цивилизация это безликая и аморфная машина по извлечению из мира ежеминутных удовольствий. Человек умирает в ней не от болезни, а от одиночества и постоянных стрессов. Гонка за удовольствиями всегда оканчивается могилой. И чем выше скорость – тем быстрее. Выиграет не Америка а Япония или Китай ибо они умеют ценить красоту каждого мига и уважают свою историю и свою культуру.
Непосредственность проживания. Так где же мудрость? Уж не в варке ли варенья и смотрении мыльных сериалов. Может немного и в варенье, а главное в незлобии и сочувствии. Движение цивилизации не знает обратного хода, коли ошибся – то вымрешь, но у нас еще есть время увидеть ее сомнительные блага – адюльтер и бесконечные страдания от своей недобогатости, гордыню и зависть, нацеленность на собственное я. Мы погружаемся в эру эгоистов, которые загоняют сами себя в скачках за сиюминутными миражами. Дорогая машина через несколько лет станет ржавым металлом, домашний кинотеатр пойдет на помойку и норковая шуба истаскается, если раньше ее моль не сожрет. Вы скажете - а как же недвижимость пентхаузы, дворцы. На всем протяжении обозримой истории, как только не изгалялись, какие только хоромы не строили, но жить в них доводилось недолго. Жизнь вообще штука недлинная. Посмотрите, как быстро меняются хозяева у этих особняков. Но чужой опыт ничему не учит и продолжается скачка, подогреваемая телевидением. Строй новый дворец, не хватает денег – меняй мебель, делай ремонт, скачи друг, скачи, то, что сегодня модно и дорого – завтра надо менять, выкидывать и покупать новое. Смотри не отстань… И скачут, разрушая и себя и природу…
Я расскажу Вам свою жизнь. Человек традиционного общества живет медленнее, но гораздо более эмоционально. Вот эту глубину чувств и отражают картины художников любителей. За простотой сюжетов и диалогов стоит та самая правда жизни, которую так ищут профессионалы от искусства. Ведь рисует любитель не потому, что ему платят, а потому, что хочет поделиться своими эмоциями. Это делается не по «проекту», не по сценарию, это часть чье-то жизни. Все они немного Николаи Островские и их радость и боль живая. И ранения и онкология и смерть близких – все это реальное. Почему же тогда и на сцене и на экране работают профессионалы? Потому, что они худо-бедно но могут играть любые роли. Любитель говорит в основном только о себе, не всегда красиво и правильно, но всегда сильно. Это как читать письма человека, не вернувшегося с фронта. Они, даже если банальны, все равно оставляют сильнейшее ощущение сопереживания. Это настолько сильный материал, что собственный мозг его дозирует. Нормальному человеку невозможно часами слушать «истории из жизни» в доме престарелых или детском приюте, сознание просит меньше страданий и гарантированного счастливого конца. Но режиссеры не даром иногда вкрапляют в фильм непрофессиональных артистов или просто людей с улицы. Именно они вносят в сконструированную ткань ощущение жизни.
Искусство как побег или хорошего понемножку. У самодеятельного творчества есть проблема со зрителем. Основная масса того же самого народа, что любительствует, хочет от искусства отдыха. Поэтому так популярны «переключающие мозги» дамские романы и различные детективы. Там все понарошку, все «клюквенное», и поэтому не мучающее, или как сегодня говорят «не загружающее» сознание читателя зрителя. А автор любитель биполярен и контрастен, часто кроме искренней радости жизни на земле, показывает и свое горе, и оно, обжигая нас, делает немного чище. Жизнь на чуть – чуть делается светлее. Так что если у вас есть возможность - обязательно сходите на выставку художников любителей. Там Вы прикоснетесь к чему-то лучшему, что есть в Вас самих.
Последние свидетели. Эта конкретная выставка была посвящена 60-летию нашей Победы. Проводили ее по заданию министерства культуры в три этапа Дома народного творчества. Сотни участников, тысячи работ, второй этап – в центрах федеральных округов, заключительный в Москве, в Студии военных художников им. М. Б. Грекова. Пока еще достаточно много картин участников войны. Смотря на их работы, понимаешь, какое счастье, что нашему поколению довелось жить в относительном, но мире. Счастье, за которое заплачено 27 миллионов жизней. Этой цены хватило на три поколения и не дай нам Бог пережить что-то подобное. С сегодняшнего «расстояния» видно какой неимоверный подвиг совершил народ. Смогли бы мы сегодня выстоять? Даже думать об этом страшно. Спасибо живым и мертвым, всем живот положившим за други своя.
Игорь Вовк.
|