В экспозиции были представлены натюрморты – излюбленный жанр художников-любителей. Фруктово-ягодное изобилие – не только примета времени года, но и некий атрибут рая, даруемый высшими силами хотя бы в виде мечты. Осень завершает цикл разных работ и тяжестей и позволяет подтвердить муравьиную правду труда «под залог», после чего можно, наконец, тоже немного «попеть», не отходя далеко от «хлеба насущного», который в традиционном крестьянском обществе при отсутствии супермаркетов был действительно сакральным объектом. Жизнь безо всяких опосредований, напрямую зависела от еды, и умереть от голода было легко. В связи с этим пожелания другому человеку изобилия, видимого нами на подобных натюрмортах, аналогично пожеланию долголетия. Конечно, не всем суждено жить столько, сколько было отпущено библейским патриархам, но помечтать об этом можно. Точно так же редко кто из авторов видел на своем столе все изображенное им множество, но желание собрало эти божьи дары воедино. К сожалению, не всегда затраченные усилия равнялись полученным результатам. В промежутке между ними были невнятные, но достаточно жесткие обстоятельства, уменьшающие «выход продукта». Основной инстинкт – все же не любовь, направленная на продолжение рода, а голод. И в Христовой молитве прошение о еде стоит на первом месте. И немудреное это желание развивается от МНОГО через РАЗНОЕ к КРАСИВОМУ. Ибо даже от манны небесной, если она одна, человек устает. И требует его душа разного, а еще лучше и экзотического, необычного, потому, что «вкуснее» оно кажется. И уж совсем хорошо будет, если это все окажется ярким, пестрым, т.е. «красивым». Потому у нас, как только забогатеет человек – начинает он поправляться и желать «ананасов в шампанском». Не сподобившиеся же такой жизни сограждане, мечтают о судном «последнем» дне, на котором «новому русскому» припомнят поедание ананасов и рябчиков. Но у себя на кухне будет он прибивать, прикнопливать или приклеивать все то же обжорное изобилие, ибо ЖЕЛАНИЕ ЕГО входит в архетип почти всех людей. И любой новый виток начинается с Рубенса и Кустодиева, а заканчивается фитнесом и диетами. Но пока жив народ – не прейдет и живописание еды, а уж обрамление (рога изобилия, вазы, чашки ложки и прочая сервировка) появляется в соответствии с переживаемым и прожевываемым историческим моментом, который, конечно, является только контекстом процесса нашего всеобщего и непрерывного кушанья.
Валентина Владимировна Метальникова Игорь Петрович Вовк http://narod-galeri.narod.ru/index.html