Прошедшая в Москве в сентябре-октябре 2002 года выставка Республиканского клуба художников «Тан» ценна своей целостностью. Любое объединение в этом мире неслучайно. Конечно, человеку проще заявить, а иногда и отстоять, себя, свои взгляды в коллективе. Попробуй сам себе устрой персональную выставку, без поддержки это практически нереально. Другое дело коллектив. Его видно, с ним нельзя не считаться. В советское время любые общественные объединения формально были обязаны проводить политику партии в жизнь. И им это удавалось. Вся хитрость в том, что такие сообщества инстинктивно брали изо всей коммунистической теории наиболее человечную, обращенную к людям часть. Сейчас, по прошествии времени, уже понятно, что многие декларируемые КПСС установки были замечательны, но нежизнеспособны. Тем не менее находились места, где они частично претворялись в жизнь, например, клубы художников. Поддержка, дружеское участие, творческое общение, взаимное образование, выработка коллективных решений – что это, как не свободное проявление творческой активности масс. Зачастую эти «университеты» важнее формального художественного образования. Они не только показывают новому участнику объединения многообразие людей и их творений, но и учат толерантности, терпимости. Через постижение многообразия человек идет к более полному приятию этого мира. Ведь в нем оправдано все, что не деструктивно для природы и человека. Человек, доверяя другим и ценя других, научается уважать художника в себе, верить своему Дару. А эта та вера, что горами движет. Но для чего же обществу поддерживать творческие объединения? Что они дают окружающим? Это зеркало, показывающее нам нас самих иногда лучше, чем кинематограф или литература. Картина пишется самодеятельным художником не на потребу рынку, а из себя и для себя. Это процесс, не терпящий суеты, протяженный и в мыслях и во времени, поэтому автор старается вложить в работу свои жизненно важные ценности. А вот зритель «считывает информацию» очень быстро, она, как музыка, непосредственно и сразу захватывает его целиком. И о чем же узнает зритель? О нашей общей жизни, ибо участники любительского клуба и зрители принадлежат к «молчаливому большинству» – обычным людям. Их интересы и эстетические пристрастия обычно выражают «народные представители» – профессиональные писатели и художники. В нашем случае мы видим прямое, непосредственное высказывание. И для человека, желающего почувствовать «вкус времени», нет лучшего материала для погружения в прошедшее. Сейчас, когда страна испытывает серьезные трудности с поиском нравственных ориентиров, понимаешь, что найти их можно только в себе, в себе как частице народа. Ничего извне не приживется. Но для нахождения «себя хорошего» в «себе обыкновенном» надо знать и любить жизнь, жизнь своего народа. Художественные стили составляют историю искусства, но она гораздо уже истории народа и даже самодеятельного творчества. Ведь самодеятельное творчество, также используя все стили, имеет кроме этого еще нечто наивное, но живое, что теряется при «пересказывании» профессионалами. Никто не станет отрицать особой искренности непрофессионального искусства, остается пожелать себе, чтобы эта искренность была востребована. К сожалению, в отличие, например, от англичан, мы мало ценим силу традиций. «Без прошлого нет будущего» – это бесконечно банально и бесконечно верно. Нам надо привыкать любить нашу общую историю, другой все равно никто не подарит. Прививая вкус к «обыденной истории», мы соединяем звенья в цепи поколений. Надо устраивать ретроспективные выставки самодеятельных художников, фотографий из домашних архивов и вообще всего материального мира обитания народа, а не только элиты. К хорошему привыкаешь быстро, и кажется, что оно было, есть и будет всегда. Но Клуб, как любое другое некоммерческое общественное объединение, может плодотворно существовать при совпадении двух векторов: - поддержки вышестоящей инстанции, в нашем случае Министерства культуры республики Башкортостан. Без него невозможно изыскать средства для аренды помещений, проведения занятий и выставок, издания каталогов, привлечения внимания средств массовой информации и т.п. - но все это будет втуне, будет мертвым, если нет ответного движения снизу – активного желания творить у самого народа. Общепризнанно, что экономика больших регионов, испытывающая подъемы и спады, отражает духовное состояние общества, живущего на этой территории. А оно может колебаться от «темных веков» до возрожденческих взлетов. Картины, представленные на выставке клубом «Тан», говорят о том, что сейчас многонациональный Башкортостан испытывает явное духовное возрождение. Общее содержание работ можно определить как любование родной землей и тревогу за ее будущее. Часть работ относится к наиву – наиболее интересной части современного мирового искусства. Осознание и признание наива как художественного явления произошло в начале 20 века, на волне общего кризиса искусства. И уже тогда было отмечено, что, кроме самостоятельного художественного языка, наив отличается радостным восприятием мира и способностью передавать его зрителям. Это особенно заметно сейчас, на контрасте с иронией и игрой смыслов постмодернизма. Да и другие авторы, заимствующие формальные приемы тех или иных стилей, все равно сохраняют в той или иной мере непосредственность, утраченную большинством профессионалов. Из всего сказанного следует, что не надо стесняться термина «художник-любитель». Картины, как и стихи, бывают только хорошие или плохие, и невозможно установить прямую зависимость между обучением человека и качеством его творений. Зато впрямую можно установить зависимость между качеством выставок и их поддержкой Республиканским Центром народного творчества. В перестроечные годы, на наших глазах, закрывались и перепрофилировались многочисленные клубы и ДК, принадлежащие заводам, профсоюзам, сельскохозяйственным предприятиям. Но сохранились Дома (Центры) народного творчества, т.к. в них всегда работали энтузиасты и подвижники. Так уж повелось в России, что многое, если не все, зависит от лидера, его личной энергии и заинтересованности. Поэтому нельзя не отметить руководителей клуба – заслуженного художника Республики Башкортостан В.А. Позднова и председателя клуба Т.А. Ерастова. А также курирующих их руководителя галереи «Урал» Кариму Шариповну Кайдалову и директора Республиканского Центра народного творчества Гайнулина Данира Ахмадеевича. Во всем мире количество учреждений, работающих с непрофессиональными авторами, быстро растет. Это показатель здоровья общества, причем подобные объединения рассматриваются как некий строительный материал, из которого строится здание современного демократического государства. Пожелаем замечательным художникам и всем, кто им помогает, долгой творческой жизни на благо дружной семьи народов, живущих в республике Башкортостан. ИГОРЬ ВОВК
|