О ВЫСТАВКЕ ХУДОЖНИКА А.М.КОЛОСКОВА В дождливый июльский день я заглянула и один из залов Александровского художественного музея, где оформлялась выставка работ Александра Макаровича Колоскова. Первое мое зрительное впечатление — какое-то с солнечно рыжее цветовое пятно. Позднее увидела, что это была картина ''Веснушки'' — портрет рыжей девчушки, некрасивой, но чем-то притягивающей, обаятельной. А . М. Колосков любит писать портреты детей, Вот ''Портрет мальчика'', в шапке-ушанке, курносого, славного, — это работа тридцатилетней давности. А вот современный ''Портрет Инны'', девочки - подростка, ''тинэйджера'', как бы сказали сейчас. Кто она: ''гадкий утенок'' или прекрасная лебедь?.. Или ''Снегурочка'' —портрет того же времени — синеглазая девочка на фоне зимней природы; и в ее глазах — какая-то боль: то ли застыла от мороза, то ли предчувствует холод предстоящей жизни... Другая ипостась творчества художника — пейзаж, чаще сельский. Его тона - неяркие, неброские. A.M.Колосков изобразительными средствами передает ''всю прелесть застенчивой русской природы''. Например, картина ''Розовый март'' — это прямо-таки иллюстрация к эссе Пришвина ''Весна света'': ''Все было в сиянии, все было, как осанна!... Оригинальна пастель — ''Вечер'' (1965 г.) — темные избы, в одной уже зажегся свет... Это -время сумерек, что-то предвечернее с его особым настроением и освещением. Колосков любит и деревенские избушки, и животных, и рассветы, и первый снег (''Покров''). Даже огородное чучело заслуживает внимания художника — этакий добрый и смешной ''страшила'', которого не боятся вороны, смело садятся ему на ''руки''... Среди двадцати четырех работ художника, представленных на выставке, есть и натюрморты, и жанровые сцены. Интересна картина ''Молочко'' (1991 г.) — живая сценка с базара: большеглазая, большеногая женщина продает молоко, а рядом — по контрасту — опустившийся мужчина (бомж?) собирает бутылки из урны. На грязном асфальте — обрывки газеты с рассуждениями о демократии... Знакомая картинка, не правда ли? 11 а выставке нет ни одного индустриального пейзажа. А. М. К о л о с к о в поэтизирует деревню, сельский быт. Вот картина ''Мои сени'': висят медные самовары, какие-то инструменты, стоят старые валенки, из мешка рассыпалась картошка (кажется, даже ощущаешь специфический картофельный запах). Оказывается, можно любить сени и любоваться простыми вещами! Под кистью художника они становятся необыкновенными, значительными. Хочется на них смотреть, думать о чем-то своем, вспоминать, может быть, детство, что-то родное, ''деревянное''... Человек, жизнь, природа у А. М. Колоскова — прекрасны. У сельских стариков и детей — хорошие добрые лица. Даже город Струнино в видении художника — очень уютная провинция (там живет Александр Макарович).* Это — гуманная среда для человека, Ужасно и грязно другое: войны, политика, перевороты и экономические эксперименты. Три работы художника выбиваются из общего, в целом светлого, несмотря на темноватые приглушенные тона, ряда. Эти картины — видимо, из цикла ''Переход к рынку'' или ''Перестройка''. Первая работа на эту тему так и называется — ''Переход'' (1995 г). Изображены какие-то ''брейгелевские'' люди с неестественно большими уродливыми лицами, нищие, сирые, калеки... А фон — разные МММ, рекламы, круизы и прочее. ''Окурок'' (1990 г.) — такие же лица вырожденцев, мужчина с вожделением подбирает окурки с заплеванной земли... А рядом — молодая женщина с огромными прекрасными глазами... ''Рыночек'' (1995 г.) — тяжелая атмосфера, спертый воздух, цыгане, тряпки и страшные лица. К сожалению, и это видано—перевидано в нынешней жизни. Эти произведения А. М. Колоскова меня поразили. Вспомнились фламандские живописцы XVI века — Иероним Босх, знаменитый фантастическим изображением ада и его представителей, и Питер Брейгель. Помните ''Слепых'' Брейгеля, цепочкой идущих в яму? Ассоциации возникают... В работах Колоскова ''переходного'' цикла отражается наша действительность, может быть, в несколько гротесковом виде. И все же: добро и надежда превалируют в творчестве А. М. Колоскова, насколько можно судить по выставке его работ. Патриархальность, провинциализм (в лучшем смысле этого слова), простота и открытость нашего народа перевешивают зло и мрак окружающей жизни. Картины А. М. Колоскова хочется смотреть и рассматривать, над ними следует размышлять. М.МЕНЬШИКОВА, научный сотрудник АХМ.
|