Таисия Швецова живет в Пскове пятьдесят лет. Она приехала сюда из Вологодской области, где родилась (в 1937г.), а затем жила в детском доме. С момента окончания Псковского пединститута и до выхода на пенсию работала в системе образования и никогда не помышляла о живописи. Потребность рисовать пришла к ней внезапно, после жизненного потрясения - смети мужа. Взяв акварельные краски, она упорно повторяла одно и то же: неподвижно застывший мужчина со словно окаменелым лицом, в котором живут одни глаза... Соединение несоединимого - статики и жизни, сосредоточенной во взгляде, в этих и последующих работах, сделанных уже масляными красками, роднит их со знаменитыми фаюмскими портретами. Человеческую фигуру, поясную или погрудную, она строит по принципу дерева: ствол с ветками или цветами, из которых вырастает самый крупный “цветок” - голова. Используется один из четко выраженных ракурсов - фас или профиль. Композиции картин просты: фигура в позе предстояния или двое, симметрично обращенные друг к другу. В качестве основы используются любые бросовые материалы, в том числе самых неудобных конфигураций, в которые с непринужденностью вписаны композиции: в треугольник - сцена любовного объяснения Лжедмитрия с Мариной Мнишек, в длинную горизонталь - двое добродушных животных из семейства кошачьих, в узкую вертикаль - вздыбившийся конь или просто стоящая фигура. Статика форм преодолевается пластическим напряжением тесно заполненных композиций, а также подвижностью света. Он насыщает фоны картин, лучится из глаз птиц, зверей и людей. Глаза персонажей, населяющих работы Швецовой - это нечто особое. Они вызывают самые разные ассоциации: мерцающие светлячки (“Портрет сына”, 1997г.), звезды на ночном небе (“Родные”, 1998г.), два цветка с ресничками-лепестками (“Ирина” 1996г.) Своеобразным продолжением мира людей являются изображения животных и птиц. В сущности, это две ипостаси, переходящие друг в друга. Так, рисуя, например, летящих птиц или вставшего на дыбы коня, художница думает о своем сыне. Всякий, видевший ее Сашу, узнает его в разных обличьях (“Птица” 1996г.; “Жар-птица”, 1998г.) по характерной юношеской угловатости, по присущему ему соединению силы и незащищенности, а то и просто цветной лыжной шапочке, вдруг превращающейся в радужное оперение Жар-птицы. В одной из самых поразительных работ Таисии Швецовой (“Коровница”, 1997г.) женщина и опекаемое ею домашнее животное (с весьма незабываемой мужской физиономией) пластически сливаются в единое целое... Идея перетекания живой материи, продолжения жизни одного в другом замечательно реализовалась в “Рождестве человека” (1998г.) - по существу неизвестном ранее иконографическом варианте “Рождества”, где тела матери и дитя слиты, как половинки песочных часов. НАТАЛЬЯ САЛТАН