НА ПАМЯТЬ Выставка «Параллельные миры Дмитрия Юдина» – это экспозиция не столько художника, сколько зрителя, хоть и не обделенного талантом. Это не вершины современного искусства, не концептуальные поиски – это художественная культура определенной субкультуры. Поле для исследования скорее культуролога, чем искусствоведа: фиксация художественной культуры определенного социального слоя на определенном этапе. Вполне в духе знаменитой французской школы Анналов. Открытий здесь нет. Есть классические работы молодого человека, не посещавшего художественную школу и даже не слишком насмотренного, но все-таки видевшего классику актуального искусства. Прозрачность и изломы, бурная палитра и монохромность, наивные пейзажи и ботинки от Энди Уорхола, картинки – хоть сейчас в Музей аутсайдеров… Все это – Дима. Он смог бы выбрать свой жанр в искусстве. Но предпочел выбрать свой жанр в жизни. Его жанром оказалась смерть. Эта выставка – посмертная. Она любовно собрана его друзьями: из множества наметок, набросков, законченных работ тщательно выбраны лучшие. Из этих лучших – самые-самые. Сторонний человек, бродя по выставочному залу, отметит: «Эта неплохая, эта славная»… Но для тех, кто его знал, каждая картина наполнена дополнительным смыслом – мемориальным. Мы неизбежно теряем тех, кого любим. И то немногое, что нам остается от них, мы храним с особым тщанием, будь то бриллиантовое колье или записка «Вернусь через полчаса». Конечно, это не помогает. Но без памяти об ушедших нам и самим не на что рассчитывать. Коллекция Диминых работ напоминает не только о том, что история искусства, ведомая профессионалам, весьма отличается от того, каким представляет себе искусство большинство зрителей. И не только о Диме. Она – о том, что есть вещи поважнее, чем искусство: память и любовь.