''Живые картинки'' Мартина Коппаса Мартин Янович Коппас /1908-1996/ родился в эстонской деревне Валерьянова. После окончания сельской школы, а затем эстонского отделения рабфака при Ленинградском университете, учился в. различных технических вузах, однако обстоятельства жизни 1930-х гг складывались так, что ни один из них ему окончить на довелось. Позднее это стало поводом для подтрунивания над самим собой: ''Всю жизнь, начиная с 18 лет, меня интересовали всевозможные теории и голые знания. По образованию я вечный студент, а по отношению к практической жизни - белая ворона'' - писал он в одном из писем. Позднее Коппас работал землекопом; дорожным мастером, прорабом, главным инженером дорожного участка в Псковской области. Прошел дорогами Великой Отечественной войны в буквальном смысле этих слов: служил в составе дорожных частей. Вторая половина его жизни прошла в маленьком домике на окраине села Заполье Псковской области. Здесь с конца 1960-х гг. он начал резать по дереву. Отправным толчком стала не столько необходимость заполнить появившийся досуг, сколько ностальгия по Эстонии, с которой он много лет не имел никаких связей. Большая часть его работ навеяна сюжетами народного эпоса и произведений эстонских писателей: А. Таамаааре, О. Лутса, Ю. Лиива. Вместе с тем среди героев Коппаса – Садко, Базаров, Пушкин. Отсутствие специального художественного образований не помешало раскрытию самобытного дара. Вырезанные; из дерева и раскрашенный фигурки людей укреплялись на небольших постаментах, которые часто замыкал разрисованный задник. В зависимости от того, что должно было изображать это «сценическое пространство» (поле, кабак, крестьянский дом, опушку леса) композиция дополнялась деревянными цветами или грибами, разнообразными предметами обстановки и быта. Образы, созданные Коппасом, ярко национальны, выразительны по пластике, всегда отмеченной специфическими для наивного искусства чертами (архаика застылых, словно остановленных форм, неожиданные сдвиги пропорций и др.) Нотки назидательности подчас; звучащие в характеристиках «типичных представителей», не могут скрыть любовь автора к своим героям, нежность сыновнего сердца к своей родной Эстонии. Наталья Салтан