Российская музейная энциклопедия
Музеи
России
Люди
музейного мира
Наука
о музее
Направления
музейной деятельности
История
музейного дела
Коллекционирование Указатели
Ставропольский край
    музейные объекты
Карта Ставропольского края


СОБРАНИЕ
Государственного музея-заповедника
М.Ю. Лермонтова.



Есть, видимо, определенный исторический символ в том, что день гибели поэта — 27 июля — всегда отмечается в Пятигорске не только как день его памяти. Это одновременно и день основания лермонтовского музея. Произошло это в 1912 году, когда усилиями Кавказского Горного общества в скромном домике на окраинной Нагорной улице при большом стечении народа был открыт один из первых литературных музеев России. Начало музейному собранию тогда же положил великолепный дар троюродной племянницы поэта Евгении Акимовны Шан-Гирей — стол и кресло из петербургской квартиры М.Ю. Лермонтова. Она писала: "С этим столом, как рассказывал отец, было у него связано много воспоминаний о поэте. За ним он читал отцу свои произведения. Накануне последнего отъезда Лермонтова из Петербурга они вместе разбирали бумаги, старые рукописи поэта, хранившиеся в ящиках его стола, отбирая нужные стихотворения для нового сборника, ненужные рукописи сжигали в камине". К 1915 в музее было около 50 экспонатов.
Коллекции литературно-мемориальных музеев, как правило, очень разнообразны. То, что посетители видят в наших залах, должно предметно отражать и кавказские страницы биографии М.Ю. Лермонтова, историю создания его произведений и то, что было потом — когда его книги обрели свою судьбу. Для нас это требует особого, музейного прочтения.
Минуло полтора столетия со дня гибели поэта, но и сам Лермонтов, и его творения продолжают жить в сознании русского общества. Выходили его книги, книги о нем, создано огромное количество иллюстраций, портретов поэта — живописных, графических, скульптурных, появились лермонтовские медали, памятные значки, марки, открытки и сотни других самых разнообразных предметных свидетельств не иссякающего интереса к нашему великому патрону. В наших коллекциях можно найти все: мебель, оружие, монеты, игральные карты, исторические документы, редкие издания, тысячи фотографий. Есть вещи, изготовленные в самой оригинальной технике: например, портрет поэта, выполненный электросваркой. Всего в музее хранится около 60 тысяч музейных предметов, и большая часть этого богатства находится в запасниках, что в музейной практике неизбежно и необходимо. Экспозиция — это та часть музейного айсберга, которая видна над водой. В нашем случае — это всего лишь несколько сот экспонатов.


Бывший дом генерала Верзилина. Мемориальная гостиная.
Такая пропорция вполне закономерна. Чтобы создать интересную, запоминающуюся экспозицию, нужен большой запас, потенциал музейных предметов, компонующихся не только по содержательным, но и формальным признакам (размер, цвет, техника, материал и пр.). Нужен выбор, как, например, выбор красок на палитре художника. Только музейная палитра создается годами, если не десятилетиями. Целенаправленное комплектование музейных фондов — дело многотрудное. Тут и переписка, и поездки, собирательские экспедиции и поиски в архивах. Этим занят весь коллектив наших научных сотрудников.
К тому же раскрыть фонды помогает активная выставочная работа, в процессе которой мы не только широко используем наши изобразительные источники, но стараемся показать нечто раритетное, уникальное. Так, на выставке, посвященной лермонтовскому стихотворению "Бородино", наши посетители смогли увидеть и журнал "Современник" за 1837 год с первой публикацией, и подлинный приказ за подписью М.И. Кутузова, и даже пули и картечи, найденные на поле Бородинской битвы.
По музейным канонам все предметы делятся на три большие группы, или фонда: изобразительных, письменных и вещевых источников. В нашем музее каждый из этих фондов содержит ценнейшие материалы.
Гордостью музея является его научная библиотека в несколько десятков тысяч редких изданий. Музей располагает книгами из круга чтения Лермонтова, а также по истории искусства, театра, музыки. Книжное собрание по лермонтоведению и кавказоведению — одно из лучших в регионе.
Среди изобразительных источников работы М.Ю. Лермонтова (картина "Вид Крестовой горы" и рисунок), М.А. Врубеля, В.А. Серова, А.И. Клюндера, В.И. Гау, Л.Ф. Лагорио. Прекрасно подобрана коллекция произведений скульптуры, среди которой выделяется модель памятника Лермонтову работы В.В. Козлова (авторская модель в гипсе и ее повторение в бронзе). Отметим подборку скульптурных работ выдающегося петербургского мастера В.Г. Стамова, автора памятника Лермонтову в Пензе. В этом же фонде значится и малая графика: марки, экслибрисы, этикетки. Есть плакаты и афиши лермонтовских спектаклей.


Картина М.Ю. Лермонтова
"Вид Крестовой горы".
В фонде письменных источников хранится много важнейших документов, связанных с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова. Прежде всего, это личный архив первого владельца Домика, где поэт провел последние месяцы своей жизни и написал последние стихи — В.И. Чилаева. Архив содержит памятную приходную тетрадь хозяина, в которой записано, что "с капитана Алексея Аркадьевича Столыпина и поручика Михаила Юрьевича Лермонтова из Санкт-Петербурга" получено 100 рублей серебром. В сущности, это самый главный для нас исторический документ, подтверждающий подлинность Домика. Есть и подлинная "выпись" из метрической книги за 1841 год, выданная причтом пятигорского Спасского собора и проливающая свет на обстоятельства похорон поэта. Из выписи следует, что "погребение пето не было": погибший на дуэли Лермонтов не был удостоен похорон по христианскому обряду.
Хранится у нас и обширный архив "Лермонтовской энциклопедии", поступивший из Института русской литературы Академии Наук и из издательства "Советская энциклопедия". Напомним, что "Лермонтовская энциклопедия" (1981) — первое подобное издание на русском языке (ранее издана энциклопедия Т.Г. Шевченко на украинском языке).


Фрагмент литературной экспозиции.
Хранятся материалы из личных архивов писателей, ученых, сотрудников музея — исследователей-лермонтоведов и кавказоведов (М.Ф. Николевой, Е.И. Яковкиной, С.И. Недумова). В ряде случаев такие материалы можно отнести к уникальным, как, например, выписки, сделанные бывшим главным хранителем музея С.И. Недумовым в пятигорском и ставропольском архивах, впоследствии утраченных во время Великой Отечественной войны.
В музей были переданы некоторые подготовительные материалы к кинокартине "Лермонтов", режиссером Н. Бурляевым, в том числе авторский сценарий.
Отдельно следует сказать о коллекции почтовых открыток, численность которой составляет 15 тысяч предметов. Коллекция объединяется темой "Лермонтовский Кавказ" и содержит много раритетных изданий конца 19 — начала 20 веков.
В фонде вещевых источников также найдем немало интересного. Материальная культура переменчива, вещи (а иногда и типы, и целые классы вещей) незаметно и безвозвратно исчезают из обихода. Нам же требуется предметно представить в экспозициях материальную культуру офицерской, дворянской среды почти двухвековой давности, а в кавказских разделах — бытовые подробности горской и казачьей жизни. В поисках "утраченного времени" приходилось выезжать в Кабарду, Осетию, Дагестан, Чечню. Из Москвы привезли партию старинной медной посуды, из Петербурга — замечательный батенинский фарфор.
В музее хранятся сценические аксессуары Н.Д. Мордвинова, одного из лучших Арбениных за всю историю многочисленных отечественных и зарубежных постановок лермонтовского "Маскарада": часы, перчатки, лорнет, перстень с большим камнем, маскирующим тайное вместилище для яда. Примечательно, что это не театральная бутафория, а реальные вещи из лермонтовской эпохи. Тут можно отметить уже своеобразный феномен — удвоение музейной ценности предметов.
За несколько десятилетий составлена небольшая, но тщательно подобранная коллекция оружия: кавказские кинжалы, шашки, винтовки, кавалерийский пистолет времен наполеоновских войн, капсульный "кухенройтер" — подобным на роковой дуэли воспользовался Мартынов.


Маркелов Н.В.,
главный хранитель

 
Copyright © 2002 Сектор Российской музейной энциклопедии
при участии Сети Культурного Наследия
дизайн и программирование — студия веб-дизайна Hand-Made.ru
Невинномыск Александровское Минеральные воды Георгиевск Пятигорск Ессентуки Кисловодск Ставрополь