МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Воображариум Игоря Болотова

c 4 июля по 4 августаСахалинская область
В Сахалинском областном художественном музее открыта персональная выставка самодеятельного художника Игоря Болотова. Эта выставка – явление редкое, практически уникальное. Не имея профессионального художественного образования, самодеятельный художник уверенно создаёт образы, которые отвечают его индивидуальному восприятию действительности и реалистичны для самого художника.

Своеобразие видения и передачи реальности, очевидная доля фантазии, основанная на стремлении передать исключительную гармонию и красоту, проявляется в каждой работе художника. Невероятная, фантастическая, экзотическая красота при реалистичности изображения – это то, что позволяет без ошибки отделить китч от реализма.

Мир художника Игоря Болотова – это прежде всего его дом. В натюрмортах рядом с композициями из цветов или фруктов мы видим обитателей дома художника и его гостей. В его доме, кроме хозяйки, совершенные по красоте животные – кошки, мелкие птицы и бабочки подчёркивают завораживающую прелесть обитаемого мира. А в гости к художнику могут прийти сказочные феи и принцессы, герои сюжетных картин старых голландских мастеров.

Дом в натюрмортах украшен самыми красивыми цветами в вазах: лилиями, маками, ирисами и, конечно, розами. Цветы чаще всего красные в зеленоватых вазах, в композиции они укрупнены и приближены к зрителю. Дополнительные цвета, красный и зелёный, усиливают друг друга, выглядят ярко, почти вызывающе («Красные маки», 2021). Хороши в натюрмортах зелёные яблоки с подчёркнуто тускловатым блеском ещё незрелого плода и зелёный виноград с почти идеально круглыми, почти прозрачными, словно хрустальными, ягодами («Зелёный виноград», 2021).

Художник не пишет интерьеры. Предметный мир его дома почти не раскрывается перед зрителем. Отдельные объекты мы можем распознать в композициях натюрмортов: стеклянные и керамические вазы и старые фотографии, раздвинутые занавески на окнах.

Но дом Болотова в его натюрмортах – не замкнутое пространство для творческого уединения. Окна в нём всегда открыты, а за ними не только забор соседней усадьбы, но лес, парк или роща, белая балюстрада террасы, море, небо в облаках. И за окнами всегда лето.

А когда художник фантазирует и придумывает интерьер, его пространство становится замкнутым, наполняется многочисленными архитектурными и декоративными деталями: изображениями колонн, окон с мелкой расстекловкой, витражей, картин великих художников и собственных, авторских картин в картине («Натюрморт», 2021). Этот приём используется им и в сюжетных произведениях.

Пейзажи Игоря Болотова композиционно завершены. Его вдохновляют моря и леса, тихие деревушки. Можно ли назвать пейзажи Болотова сахалинскими? Нет, в них не встретишь типичных образов и объектов живой и неживой природы острова. Пейзажи Болотова передают внутреннее состояние автора, его поиски красоты и гармонии по собственным выработанным канонам.

В морских пейзажах Болотова волны, бьющиеся о берег, чайки, стремительно кружащие над водой, парусники и небо, то чёрное в просветах туч, то оранжевое в закатном солнце, то светящееся лунным светом, но всегда с клубящимися плотными облаками, которые создают состояние драмы, тревожного предчувствия. Для сахалинского художника Болотова образ моря связан с образами лебедей, но не тихо плавающих у берега, а поднимающихся над морем ввысь, к солнцу («Лунный свет», 2021).

И если морские пейзажи автора напряжённо романтичны по своему состоянию («Порыв ветра», 2021), то его сельский пейзаж («Последний день лета», 2021) – это символ покоя, где даже воды реки почти неподвижны. В пейзажах с изображением рек у художника связаны образы домашней птицы – гусей и уток. На берегах рек и между домами не видно людей. Но, похоже, именно в безлюдной тишине сельского пространства видит гармонию художник. Особенно удачны композиционно снежные пейзажи Болотова. Они также тщательно детализированы: прописаны каждая веточка дерева, каждое брёвнышко в стене домика («Дом на краю деревни», 2021).

Многие пейзажи художника населены птицами и животными. Животные и птицы в пейзажах («Утиная охота», 2021) – органичная часть леса, переданы, как правило, в состоянии покоя.

Произведения И. Болотова показывают трепетное отношение художника к живой природе. В большинстве произведений художника, к какому бы жанру они ни относились, присутствуют изображения животных, птиц, насекомых. Любовь автора к анималистике привела к созданию целой серии работ, посвящённых животному миру, как составляющей части мирового равновесия и гармонии («Хозяин ночного леса», 2022). В картине «Праздник Пасхи» (2021) художник делает его символом пару птиц на фоне весеннего пейзажа. И если изображения птиц у художника определённо реалистичны, то изображениям животных присуще то самое одухотворение, которое делает их почти сказочными.

Художник любит и умеет писать кошек. Его герои из семейства кошачьих живы, грациозны и эмоционально привлекательны («Сквозь волнистые туманы пробирается луна», 2022).

Все портреты, представленные на выставке Игоря Болотова, женские или детские. Узнаваем образ супруги художника, с которой он прожил много лет. На фоне ясного голубого неба оплечное изображение женщины с добрым лицом, освещённым лёгкой улыбкой. В руках – любимый кот («Добродушие (Любовь)», 2021).

Герои портретов Болотова не всегда опознаваемы. Часто это увиденные где-то и оставшиеся в памяти художника взрослые люди или дети. Обычно он помещает их в романтическую атмосферу морского пейзажа или загадочного интерьера («Тайна Луны»). Рядом часто цветы и кошки. Цветы художник подбирает в зависимости от образа портретируемого: ирисы – для утончённой натуры, живущей в мире собственных грёз («Ирисы», 2021), розы – для личного праздника («Открытие окна», 2021), маки – для светлых воспоминаний у склонных к ностальгии («Утро туманное…», 2021).

Особое место на выставке занимает автопортрет художника («Дружеский автопортрет», 2021), составленный, помимо вполне реалистичного изображения самого автора, из любимых символических образов, формирующих его мир: принцессы из волшебной сказки, изящных ирисов, добродушных котов, белоснежной балюстрады, леса и, конечно, картин.

В произведениях Игоря Болотова видно знание художником истории мирового искусства и его величайших образцов. Он копирует «Портрет мальчика» (1500) Пинтуриккио в работе «Цветы для Пинтуриккио» (1989), добавляя к нему тюльпаны, видимо, полагая, что изображение мальчика написано на фоне весеннего пейзажа. Копирует образ «Мадонны Литты» (1490–1491) Леонардо и переносит его в сюжет о Благовещении в работе «Благая весть» (2021). Он пишет портрет И.С. Баха в картине «Композитор и исполнитель» (2021) и использует образы классической мировой литературы – «Фея цветов» (2021).

Самодеятельный художник интересен тогда, когда его произведения самобытны, когда художник, осваивая окружающий мир доступными ему художественными средствами, создаёт собственную картину мира, пусть несовершенную, но непохожую на другие. Большинство работ художника отличается камерностью сюжетов. Они могут удивить знатоков и поклонников изобразительного искусства своеобразием, наивностью и открытостью автора, но исполненные покоем и гармонией, они вызывают желание понять и внимательно рассмотреть их, погрузиться в мир, созданный автором – главным героем всех произведений.

6+

Выставка открыта с 4 июля по 4 августа 2024 г.

www.museum.ru/N85267
Ваше мнение »»

»»Сахалинский областной художественный музей
Адрес:Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 137
Проезд:Автобусы №№ 4, 20, 18, 28, 63, 67, 81 до ост. "Областная библиотека"
Телефоны:(4242) 72-3643
URL:sakhartmuseum.ru/
EMail:sakhartmuseum1983@mail.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 01.09.2024
 x    ?  

Научно-практическая конференция «Осмысление наследия Ф.И. Тютчева в XXI веке»

Стартовал XV грантовый конкурс проектов программы "Музеи Русского Севера"

Экспозиционная и выставочная деятельность в литературном музее: современные подходы к проектированию

Научная конференция «Музей в культурном пространстве исторического города»

Международная конференция, приуроченная к 210-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Пятая ежегодная межмузейная конференция "Единство непохожих" в Музее космонавтики, Москва

Конференция «Современная история: опыт осмысления и музейной презентации в российской и зарубежной практике»

I научный семинар имени Л.А. Творогова в Псковском музее

Научная конференция «Археология Севера: памятники, проблемы, гипотезы» на Соловецких островах

Всероссийская научная конференция «Толстовские чтения»

XLIX Конференция «Достоевский и мировая культура»

Новая образовательная программа Академии Музея Победы

XII международные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

LII Международная научная конференция «Болдинские чтения»

VI Всероссийская конференция по музейной педагогике "Мысль семейная в работе с музейным посетителем"

XXVI Международная научно-практическая конференция «Шолоховские чтения-2024»

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru