Новая экспозиция к 650-летию Калуги 30 декабря 2020 г. в музейно-краеведческом комплексе «Усадьба Золотарёвых» открылась новая экспозиция к 650-летию Калуги. Располагаясь в сердце России, Калужский край на протяжении веков играл важную роль в жизни страны, обеспечивая его экономический, научный и культурный потенциал, а в годы суровых испытаний, когда враг грозил Отечеству погибелью, калужская земля являла собой рубеж, который не смог преодолеть ни один завоеватель. Калужский край с древнейших времен был местом обитания че... далее »»ловека. Самые ранние археологические памятники относятся к палеолиту и имеют возраст более 100 тысяч лет. Многочисленные археологические культуры на протяжении тысячелетий сменяли друг друга, пока в IX – Xвв. территория калужской земли не была заселена славянами. Большую часть края населяли вятичи, а на западе и северо-западе жили кривичи. В XII вв. летописи упоминают первые калужские города: Мосальск, Серенск, Воротынск, Брынь, Тарусу, входившие в состав Черниговского княжества. Серьезным испытанием для Руси стало татаро-монгольское нашествие, в борьбе с которым калужская земля покрыла себя неувядаемой славой. Весной 1238 г. войско хана Батыяоказалось под стенами Козельска, жители которого в течение семи недель обороняли город. Только после разрушения стены стенобитными орудиями врагу удалось подняться на вал, где "бысть брань велика и сеча зла". Подвиг козельчан, презревших смерть и не покорившихся сильнейшему врагу, стал одной из ярких страниц героического прошлого нашего Отечества.
В 1380 г. дружины калужских городов Тарусы, Оболенска, Боровска приняли участие в Куликовской битве. А спустя сто лет Калужская земля стала местом, где произошли события положившие конец татаро-монгольскому игу. В 1480 г. хан Ахмат, выступивший в поход на русскую землю, был встречен русскими войсками Ивана III на берегу реки Угры. Несколько раз Ахмат пытался прорваться на другой берег Угры, но все его попытки не смоги преодолеть стойкость русских защитников. 11 ноября татары отступили от Угры. На протяжении XIV–XVвв. калужская земля была местом постоянного противоборства между Литвой и Москвой. По ее территории, рекам Оке и Угре, пролегла граница с Великим княжеством литовским. Необходимостью защиты московских рубежей обусловлено возникновение Калуги – пограничной крепости, первое упоминание о которой в литовских источниках относится к 1371 г., а в русских – к 1389 г.
В XVI в. Калужский край продолжал оставаться рубежом на подступах к Москве, защищая ее от набегов крымских татар. Для защиты Московского государства от набегов татар на калужской земле были устроены Лихвинская и Козельская засечные черты, состоявшие из лесных завалов, валов, рвов, частоколов, опорных пунктов. В Калуге, как стратегически важном пункте обороны, располагался Передовой полк русских войск.
В начале XVII в., в период смутного времени калужская земля стала ареной многих знаменательных и трагических событий.
В 1606 г. калужане встали на сторону И.И. Болотникова действовавшего против царя Василия Ивановича Шуйского. Весной 1608 г. поддержку калужан получил Лжедмитрий II, которого современники называли "калужский вор". Потерпев поражение под Москвой, он бежал в Калугу, куда прибыл 1 января 1610 г., суда же приехала "жена" Лжедмитрия – Марина Мнишек. В Калуге 11 декабря 1610 г. во время охоты крещеный татарин кн. Петр Урусов убил самозванца, отомстив за смерть Касимовского хана, умерщвленного по приказу Лжедмитрия. Тело "царевича" Дмитрия было доставлено в город и похоронено у Троицкого собора. Тем самым Калуга стала местом упокоения знаменитого самозванца. После изгнания польских войск из Москвы и избрания на престол в 1613 г. Михаила Федоровича Романова калужане приняли сторону нового царя. С 1617 г. Калугу и ее окрестности защищал от нападения польских отрядов князь Дмитрий Пожарский. В 1618 г., после его отъезда, на Калугу внезапно напал запорожский гетман Сагайдачный и, захватив город, сжег и разграбил его. После присоединения Украины к России в 1654 г. и завершения русско-польской 1654 - 1667 гг., границы государства отодвинулись на запад, и Калужский край потерял значение пограничной земли. Деревянная крепость Калуги, сгоревшая в конце XVII в., больше не восстанавливалась. Новая экспозиция затрагивает период развития Калужского края, начиная с появления здесь первых людей и заканчивая концом XVII в. В экспозиции будут представлены уникальные предметы, связанные с героической историей Калужской земли. Центральное место в новой экспозиции займёт макет Калужской крепости. Ждём Вас по адресу: г. Калуга, ул. Пушкина, 14. Тел для справой (4842) 72-16-18.
Презентация новой экспозиции "Археология Ладоги" Губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко посетил музей-заповедник «Старая Ладога». 27 ноября залпом полуфунтового орудия, произведенного стрельцами гарнизона крепости – участниками ООД "Клубы исторической реконструкции" СПб, ознаменовалось начало торжественной презентации новой археологической экспозиции. Экспозиция расположилась в восстановленной Стрелочной башне – самой современной и единственной теплой башне крепости. При восстановлении башни, которое длилось с 2012 по 2015 гг., и... далее »»спользовались новые материалы и технологии для создания необходимых температурно-влажностных условий, которых требует экспонирование ценнейших предметов из археологической коллекции музея-заповедника. Однако, подлинная средневековая валунная кладка была сохранена и открыта для обозрения – ее можно увидеть со второго и третьего уровней (боев) башни. Работа над созданием экспозиции началась в 2016 году. Новая экспозиция занимает два боя башни – третий и четвертый. Третий бой посвящен жизни южного Приладожья в эпоху Неолита. В витринах разместились находки из уникальной коллекции А.А. Иностранцева, включающей такие редкие экспонаты, как черепа людей нового каменного века – в Стрелочной башне можно увидеть не только их, но и иллюстрации с реконструкцией внешности древних людей. На четвертом, верхнем, бое разместились находки, относящиеся к раннему Средневековью – эпохе викингов. Центральную часть зала занимает масштабный макет поселения и крепости начала X столетия: жилые постройки, ремесленные мастерские ладожского посада реконструированы по материалам раскопок Земляного городища; крепость показана на этапе возведения. По периметру зала расположились витрины с предметами быта, украшениями, оружием, элементами одежды и обуви, ремесленными изделиями – привозными и местными – всего более 3500 находок! И, как отметил Губернатор, многие из них – с пометкой «единственный на Руси, в России». А.Ю. Дрозденко высоко оценил новую экспозицию, заметив мультимедийное и интерактивное ее оснащение, и обещал вернуться в музей с семьей. Стрелочная башня будет интересна не только любителям истории и ценителям древностей, но и посетителям с детьми - игры, викторины, интересные задания дополняют классическую часть экспозиции, делая ее более доступной и понятной. Визит Губернатора завершился на радостной для музея-заповедника ноте: А.Ю. Дрозденко объявил о решении укрепить береговую линию крепостного двора и продолжить реставрацию восточной части крепостных стен. А пока музей осваивает новые экспозиционные пространства: в Стрелочной башне завершается монтаж навигационных указателей, и с 11 декабря 2020 года экспозиция откроет двери для посетителей музея-заповедника «Старая Ладога». Ждем вас в гости!
Живая экспозиция «Лошадь и человек. История дружбы» открылась на Куликовом поле 20-летие Музейно-мемориального комплекса героям Куликовской битвы в селе Монастырщино отметили открытием новой экспозиции. На Конном дворе можно не только пообщаться с его обитателями, но и узнать о многовековой дружбе человека и лошади – верного спутника и помощника, компаньона для досуга. В жизни человека лошадь сыграла более важную роль, чем любое другое одомашненное животное. Долгое время основным средством передвижения для всех жителей планеты была лошадь. Без нее нельзя было представит... далее »»ь жизнь человека прошлых лет. В крестьянской среде лошадь играла роль кормилицы и помощницы, помогая возделывать землю и убирать урожай. А в аристократических кругах к коням относились практически как к членам собственных семей – с любовью и уважением. Лошади сопровождали военных в походах и баталиях, они часто помогали им выживать и побеждать. Кроме того, в прошлые века лошадь практически заменяла автомобиль. Купить породистого скакуна мог позволить себе только очень состоятельный человек. В этом смысле, стоимость породистой лошади в XIX веке можно сопоставить со стоимостью элитного авто в наше время. В современном мире лошадь не утратила своей важной роли. Она по-прежнему остается верным спутником человека: работает в поле и выступает в цирке, участвует в спортивных состязаниях и снимается в кино, служит в полиции по охране порядка и помогает людям в восстановлении здоровья, а еще дарит бесконечные положительные эмоции. Роли лошади в жизни человека, ее эволюции посвящена новая экспозиция музея-заповедника. Она знакомит с основными аспектами правильного обустройства конюшни, уходом за лошадью, ее питанием, воспитанием и дрессурой. Рассказывает об этапах эволюции лошади от маленького эогипуса размером с лисицу до современного коня. Представляет лошадей-рекордсменов и повествует об интересных фактах из жизни лошадей. Информацию дополняют подлинные предметы, служащие одновременно экспонатами и инструментами в уходе за лошадью (щетки, скребки), кормами (овес, сено) и гужевым транспортом (телеги, сани, двуколки). Куратор проекта, специалист экспозиционно-выставочного отдела Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Елена Гончарова: - В нашей конюшне главными обитателями являются лошади. Здесь можно понаблюдать за ними, пообщаться покормить, попробовать оседлать и прокатиться верхом на лошадке в крытом манеже или на улице. Поэтому создавая новую экспозицию, мы стремились не нарушать сложившуюся традицию и оставить приоритет в показе за живой лошадью, а наглядные материалы экспозиции «Лошадь и человек. История дружбы» лишь стали ненавязчивым дополнением к полному портрету жизни лошади в разные исторические эпохи. Почувствовать себя настоящим наездником помогут интерактивные площадки и мастер-классы. Здесь, используя подлинную упряжь, любой желающий сможет попробовать оседлать деревянного коня или запрячь его в телегу. Полученные навыки можно потренировать и с живой лошадкой, используя подлинные инструменты, можно почистить коня и заплести ему гриву. На специальном симуляторе «Лошадиная сила» каждый проверит, обладает ли хоть в какой-то степени этой внесистемной единицей мощности. На память о посещении конюшни каждый желающий может отчеканить для себя подкову на счастье.
Открытие филиала Государственного исторического музея в Туле 27 сентября 2020 г. Государственный исторический музей, главный музей национальной истории России, открывает в Туле свой первый региональный филиал. Исторический музей на Красной площади в Москве — крупнейший музей России. Его фонды хранят около 5 млн. предметов. Это коллекции археологии, нумизматики, рукописей и старопечатных книг, древнерусской живописи, письменных источников, картографии, изобразительных источников, оружия, драгоценных металлов, керамики и стекла, металла, тканей, дерева ... далее »»и мебели, книжного фонда. Почти полтора столетия Исторический музей следует основным заповедям своих основателей — графа А.С. Уварова и историка И.Е. Забелина: наглядно показывать ход российской истории и бережно хранить памятники материальной и духовной культуры страны. Филиал откроется выставкой "Реликвии и шедевры Исторического музея", посвященной 150-летию музея национальной истории России. "Тульская область по количеству федеральных музеев на своей территории уступает только Москве и Санкт?Петербургу. И наш первый региональный филиал открывает выставка, представляющая ценнейшие памятники из всех 15 фондовых коллекций ГИМа, мемориальные реликвии", — отмечает Алексей Левыкин, директор Исторического музея.
Туляки увидят 268 уникальных экспонатов из всех коллекций музея. Почти каждый памятник связан с конкретным историческим событием с III тысячелетия до н. э. до первой половины ХХ века. Это реликвии отечественной истории и культуры и шедевры изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
В первом зале выставочного пространства филиала размещены тактильные модели ключевых памятников Исторического музея, которые позволят незрячим и слабовидящим посетителям узнать о становлении государства. Открывает тактильную экспозицию модель идола — одного из уникальных памятников Галичского клада эпохи бронзы. Идол относится к шаманским атрибутам, которые помогали посреднику между миром живых и миром духов защищать людей от злых потусторонних сил. Далее представлена модель парадной секиры. Изображения на ней позволяют считать секиру символом власти, использовавшимся в ритуальных целях. От бронзового и раннего железного веков до XIX столетия прослеживается история возникновения российского государства. Символы власти (медали, монеты, перстни), личные вещи и изображения царствующих особ представлены в виде тактильных моделей. Завершается экспозиция портретом последнего российского императора Николая II, написанным знаменитым художником И.Е. Репиным в 1896 году.
Музейный двор, образуемый крыльями здания, выходит на Казанскую набережную. Эта территория представляет собой пропорционально уменьшенную Красную площадь Москвы, которую с северной стороны открывает здание Исторического музея, а с южной замыкает Покровский собор. В музейном дворе Тульского филиала, замощенном брусчаткой, представлены арт-объекты — образы знаменитых исторических зданий. Их многослойные прозрачные силуэты будут освещать тульскую Красную площадь в темное время суток.
Тульский филиал Исторического музея располагается в музейном квартале — доме № 10 по улице Металлистов. Это бывший особняк купца Ивана Михайловича Белолипецкого. В новом музее для посетителей будут проводиться тематические экскурсии и занятия, лекции, концерты и кинопоказы. Лучшие специалисты-историки будут проводить абонементные программы (в том числе, курсы по истории и обществознанию в музее). Программы будут доступны посетителям с инвалидностью.
Здесь же будет открыт музейный магазин, кафе и в скором времени начнет работу детский образовательный центр. Кроме того, к концу 2020 года в музее будет запущена волонтерская и стажерская программа для студентов-историков. Адрес музея: г. Тула, ул. Металлистов, д. 10
Открытие первого виртуального филиала Русского музея в Бурятии 24 сентября 2020 года в 11.00 в городе Улан-Удэ состоится прямое включение открытия информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал». Это будет первое виртуальное представительство Русского музея в Республике Бурятия и 225-й центр, открытый в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал». Для участников пройдет презентация на тему «Визуализация бурятской идентичности на примерах произведений искусства из коллекции Русского музея XIX - XX веков», которую проведет зав... далее »»едующий отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светлана Владимировна Бирюкова. Торжественное открытие можно будет посмотреть на Медиапортале Русского музея в разделе «Онлайн трансляции» http://media.rusmuseum.ru/broadcast/. Подготовка открытия виртуального филиала Русского музея велась с 2019 года, когда на Международном Санкт-Петербургском культурном форуме было подписано Соглашение о намерениях между Государственным Русским музеем и Министерством культуры Республики Бурятия. Виртуальное представительство Русского музея расположится в одном из филиалов Национального музея Бурятии – Художественном музее имени Ц.С. Сампилова. Национальный музей Бурятии – визитная карточка региона, один из крупнейших музейных комплексов Дальневосточного федерального округа, который был образован в 2011 году путем слияния четырех музеев: Художественного музея имени Ц.С. Сампилова, Музея истории Бурятии имени М.Н. Хангалова, Музея природы Бурятии и Новоселенгинского музея декабристов. Художественный музей имени Ц.С. Сампилова – один из старейших музеев региона и единственный художественный музей Республики Бурятия. Он был открыт в 1947 году как Бурят-Монгольский Государственный художественный музей. При участии Русского музея собрание Художественного музея было пополнено работами известных художников XVIII – XIX веков – Владимира Боровиковского, Ивана Айвазовского, Архипа Куинджи, братьев Маковских. Сегодня Русский музей передает музею Бурятии богатейшую коллекцию своих цифровых ресурсов, объединенных в Медиатеку проекта «Русский музей: виртуальный филиал». Интерактивные программы и мультимедийные фильмы, компьютерные игры для детей и электронные каталоги помогут представить историю развития отечественного изобразительного искусства на протяжении более тысячи лет, познакомят с дворцами и парками Санкт-Петербурга, историей и коллекцией Русского музея. В виртуальном филиале Русского музея будут проходить занятия, мастер-классы и специальные программы для детей по изобразительному искусству, истории и культуре России. Студенты найдут здесь богатый материал для изучения музейного дела, теории и истории искусства, а также по развитию информационных технологий в сфере культуры. На торжественном открытии информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» будут присутствовать министр культуры Республики Бурятия С.Б. Дагаева, министр образования и науки Республики Бурятия Б.Б. Жалсанов, а также представители администрации города Улан-Удэ, учреждений культуры и образования. Во время церемонии торжественного открытия состоится прямое включение из Санкт-Петербурга – из Центра мультимедиа Русского музея. Открытие информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» в Художественном музее имени Ц.С. Сампилова состоится 24 сентября 2020 года в 16.00 по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Профсоюзная, д. 29.
Открытие Музея И.А. Бунина в Воронеже В Воронеже 22 – 25 сентября состоятся торжества, связанные с открытием Музея И.А. Бунина. События приурочены к 150-летию со дня рождения всемирно известного русского прозаика, поэта, переводчика, почетного академика Императорской Санкт-Петербургской академии наук, лауреата Нобелевской премии в области литературы И.А. Бунина (1870-1953). В программе праздничных мероприятий: — церемония открытия музея (по приглашениям); — театрально-музыкальная гостиная «Диалог с единственной» с участи... далее »»ем актеров Воронежского театра драмы имени А.В. Кольцова и артистов Воронежской филармонии (по приглашениям); — открытие литературно-документальной выставки «Я очень русский человек. Это с годами не пропадает» при партнёрском участии Орловского государственного литературного музея И.И. Тургенева в Музее-усадьбе Д.В. Веневитинова» (по приглашениям); — круглый стол «И.А. Бунин: взгляд из XXI века» (по приглашениям). В повестке круглого стола: презентация аннотированного каталога бунинской коллекции из фондов Музея имени И.С. Никитина «По следам писательской судьбы: И.А. Бунин и его окружение» и научно-популярного издания «Бунинский Воронеж: хроника событий (1870-2020)», составитель О.Г. Ласунский; презентация пешеходного экскурсионного маршрута «По бунинским местам Воронежа». — обзорная экскурсия для посетителей 22 сентября с 16.00 до 18.00 23 сентября с 14.00 до 18.00 24 сентября с 14.00 до 20.00 25 сентября с 14.00 до 18.00
Посещение Музея И.А. Бунина (г. Воронеж, пр. Революции, дом 3А) только по предварительным заявкам. Запись с 16 сентября по телефонам: (473) 255-09-63, 255-09-68.
В музее-заповеднике "Гатчина" открыты комнаты императора Николая I С 4 сентября гости Гатчинского дворца смогут увидеть комнаты императора Николая I в Арсенальном каре. Спустя почти восемьдесят лет они вновь распахнут свои двери для посетителей. Можно будет посетить Малый и Большой военный кабинеты, Приемную, Камердинерскую и служебные помещения. Обращаем ваше внимание, что посещение комнат возможно только в составе экскурсионных групп. Билеты на экскурсии приобретайте онлайн, а также в кассах музея в день посещения при наличии свободных мест. Первые п... далее »»осетители комнат Николая I получат бесплатные билеты на Дворцовую ферму и в Приоратский дворец. Билеты на Дворцовую Ферму выдаются во вторник и субботу, в Приоратский дворец - со среды по пятницу и в воскресенье. Попасть на Ферму и в Приоратский замок по бесплатным билетам можно будет до 20 сентября в часы работы музеев.
Открытие Музея восстания машин в Москве Открытие Музея восстания машин состоится 18 сентября на Красном Октябре (Москва, Берсеневский пер., 2, стр. 1). Один из самых популярных семейных музеев будет работать теперь в самом центре Москвы. Музей восстания машин - это настоящий футуристический мир, населенный жителями из разных фантастических фильмов: 8 тематических залов общей площадью более 1500 кв.м., в которых дружно соседствуют Автоботы и Десептиконы, лаборатория Тони Старка, супергерои MARVEL и DC, Терминатор, мифические живот... далее »»ные, аниматронные роботы, персонажи фильмов ужасов, различные мотобайки и даже культовые транспортные средства «Призрачный Гонщик», автомобиль Багги, выполненный по мотивам кинофильма «Безумный Макс». В основу работ создателей музея заложен принцип Art recycle - искусство превращать обычные предметы, подлежащие утилизации (допустим, металл и запчасти изживших себя механизмов), в арт-объекты. Это первый в мире музей, где все экспонаты созданы из переработки автохлама. При его создании была переработана 1 тыс. тонн автомусора, собрано 50 тонн фактурных запчастей, 1000 метров цепей, 500 коленвалов, 700 автомобильных дисков, 5000 поршней. Над производством образов работало 15 кузнецов со всей России, руками которых было создано 150 экспонатов общим весом более 100 тонн. Директор музея Анастасия Гущина: “С 2014 года, когда первый наш музей открылся в Санкт-Петербурге мы мечтали о покорении столицы. С тех пор мы успешно работали в Челябинске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и, конечно, в знаменитом здании-тарелке у метро Текстильщики в Москве. Но нашей мечтой было переехать в центр, и закрытие музея во время пандемии дало нам наконец финальный толчок. Мы переехали. Я уверена, что многие, кто не мог к нам доехать, теперь смогут посетить музей, а те, кто уже были - откроют для себя новое. Мы значительно увеличили количество экспонатов, увеличилась площадь музея. Теперь тут возможно проводить взрослые и детские дни рождения, устраивать брутальные фотосессии, а в течение всего дня у нас будут проходить шоу, бои роботов и мастер-классы”. В музее можно также посетить аттракционы виртуальной реальности, лазерный лабиринт, разнообразные мастер-классы, школу бутафорского мастерства, сувенирный магазин и увлекательные интерактивные шоу-спектакли. Официальный сайт музея - msk.musbot.ru/. Музей расположен в удобной транспортной и шаговой доступности, рядом со ст. метро Полянка, Кропоткинская, Боровицкая по адресу: Берсеневский переулок д.2 строение 1 в Арт кластере "Красный Октябрь".
Открытие новой интерактивной экспозиции в музее «Память» 31 августа 2020 года в музее «Память» Музея-заповедника «Сталинградская битва» состоялось открытие новой интерактивной экспозиции, воссоздающей момент переговоров о капитуляции южной группировки немецких войск, состоявшихся 31 января 1943 года в подвале Центрального универмага. В мероприятии приняли участие представители ветеранских организаций, СМИ, сотрудники Музея-заповедника «Сталинградская битва», члены Российского военно-исторического общества. Новая экспозиция была создана в рамка... далее »»х третьего этапа проекта «Пароль Победы – Сталинград» Дзержинской районной ветеранской организации, поддержанного фондом Президентских грантов. В результате реализации предыдущих этапов проекта в музее «Память» были созданы интерактивные экспозиции: «капсула времени», позволяющая посетителям перенестись на площадь Павших борцов 1942-1943 года и голографическая инсталляция, запечатлевшая пленение командующего 6-й полевой немецкой армии генерал-фельдмаршала Ф. Паулюса начальником штаба 64-й армии генерал-майором И.А. Ласкиным. Они получили полную поддержку ветеранской общественности и пользуются большой популярностью у посетителей
В Зоологическом музее Российской академии наук установлена биогруппа «Весенний ручей» Поторопим весну! В Зоологическом музее Российской академии наук 12 февраля 2020 г. установлена новая биогруппа «Весенний ручей». В небольшой стеклянной витрине показан кусочек лесного ручья на опушке леса. Середина апреля, снег и лед уже сошли, появились первоцветы: печеночница, кислица; на березе и иве набухли почки. На места гнездования вернулись перелетные птицы. В ручье нерестятся щуки и бычки-подкаменщики, вышли из спячки зимовавшие водяные клопы и жуки, лягушки собираются на «весен... далее »»ний концерт». На берегу ручья бабочка крапивница присела на цветущее волчье лыко, жужелица спешит согреться – эти насекомые выходят из зимних укрытий одними из первых. Активизировались клещи. Кутора – крупная землеройка – ищет добычу круглые сутки после зимнего голодания. Желтогорлые мыши выбираются из нор, затопленных талыми водами. Некоторые птицы уже свили гнезда и отложили яйца: парочка куликов-перевозчиков, кряква и чирок-свистунок, на дереве в старом гнезде дрозда устроился кулик черныш. Большой улит поймал ручейника, зарянка присела на ветку ольхи. Вся экспозиция как будто пропитана свежим весенним воздухом, запахами талой воды и первой зелени. Биогруппу изготовили сотрудники таксидермической мастерской Зоологического музея РАН: автор и художник – старший таксидермист В.С. Иванов, его помощники: старший таксидермист С.И. Фокин, таксидермисты реставраторы А.А. Григорьев и Д.В. Дедов, старший хранитель А.А. Острошабов.
Презентация новых залов постоянной экспозиции Музея музыки Внимание! Музей перешел на особый режим работы. Подробности на сайте http://theatremuseum.ru/ Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства планомерно движется к созданию полноценного Музея музыки в уникальной усадьбе XVIII века в центре Петербурга. Нынешние обитатели Фонтанного дома графов Шереметевых – уникальные экспонаты одной из крупнейших в мире коллекций музыкальных инструментов, которую хранит Музей, – становятся главными действующими лицами ... далее »»Шереметевского дворца. Современные мультимедийные методы экспонирования выводят инструменты на авансцену и позволяют им звучать. В 2019 году были открыт флагманский раздел экспозиции «Инструменты симфонического оркестра». С 21 февраля 2020 года для широкой публики открыты три новых зала постоянной экспозиции и три ярких сюжета: «Музыкальный салон графов Шереметевых», «Древняя Греция в представлении XIX века», «Парижский кабинет Александра Глазунова». Музыкальный салон графов Шереметевых расположился в Желтой гостиной парадной анфилады дворцовых залов: именно здесь в первой половине XIX века в домашних концертах выступали Ференц лист и Гектор Берлиоз, выдающиеся певцы Полина Виардо, Генриетта Зонтаг и Джованни Баттиста Рубини, пианисты Сигизмунд Тальберг и Теодор Дёлер, петербургские композиторы Михаил Виельгорский, Алексей Львов и Михаил Глинка. Душой музыкальных собраний Фонтанного дома была Анна Сергеевна Шереметева (1811-1849), первая жена Дмитрия Николаевича Шереметева, талантливая певица и пианистка. Об истории семьи Шереметевых в первой половине XIX века рассказывает портретная галерея и визуализированный мультимедийный дневник Анны Сергеевны, который она вела во время путешествия с сестрой Елизаветой по Италии и Франции. О музыкальных собраниях повествуют виртуальный альбом «Гости музыкальных салонов», скрипка и рояль Михаила Глинки, полный струнный квартет (со скрипкой Франческо Страдивари и альтом Ж.-Б. Вийома, который принадлежал Алексею Львову, директору Придворной певческой капеллы и автору гимна Российской империи «Боже, царя храни»). В исполнении именно этого квартета записаны и звучат в экспозиции произведения М. Глинки, Л. Бетховена, Й. Гайдна. В зале также можно послушать популярные романсы и оперные арии, которые посетители музыкальных гостиных 1840-х годов переписывали в свои нотные альбомы. Древняя Греция в представлении XIX века – это мир идеальных образов, в котором только начинали формироваться представления о различиях в искусстве этрусков, греков и римлян. Определения «этрусский», «греческий», «помпейский» (помпеянский) были синонимами. Так в Фонтанном доме в 1837-38 годах появилась Этрусская гостиная, отделанная архитектором И.Д. Корсини в «помпейском» стиле с фресковой росписью стен и Помпеянским мебельным гарнитуром. В оригинальном интерьере органично разместилась коллекция музыкальных инструментов Древней Греции и Древнего Рима, реконструированных в конце XIX века под руководством Виктора Маийона группой бельгийских мастеров и подаренных барону К.К. Штакельбергу для Императорского музея музыкальных инструментов. Экспозиция с авлосами, лирами, кифарами, рогами и букцинами, сконструированными в позапрошлом столетии, сопровождается аудиозаписями XXI века, которые воссоздают звучание античных инструментов в соответствии с представлениями современной науки и исполнительской практики. Парижский кабинет Александра Глазунова реконструирован в приближении к сохранившимся фотографиям. Прославленный композитор, педагог, ректор Ленинградской консерватории уехал из СССР в 1928 году. Обстановка и архив его парижской квартиры, бережно сохраненные приемной дочерью Еленой Глазуновой, были переданы в дар Музею театрального и музыкального искусства в 2003 году. И вот теперь, наконец, подлинная мебель, кабинетный рояль, афиши и программы концертных выступлений композитора и его дочери, редкие рисунки, рукописи и документы воссоздают кабинет Александра Глазунова, каким он был при жизни композитора. Виртуальная программа «На переломе эпох» рассказывает о непростых условиях жизни Глазунова за границей, о его творческом окружении, дает возможность послушать и посмотреть фрагменты музыкальных сочинений. Личная жизнь композитора представлена в печатном «Семейном фотоальбоме»: с помощью архивных фотографий раскрыты счастливые, гармоничные взаимоотношения с супругой О.Н. Глазуновой и дочерью Еленой. В экспозиции звучит и рояль Глазунова (в ансамбле с виолончелью А. Жако из музейной коллекции): на нем исполнены произведения самого композитора, П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова. Экскурсии по новым экспозициям музея проходят каждый день в фиксированные сеансы и по индивидуальной записи: Обзорная экскурсия «Шереметевский дворец в истории Санкт-Петербурга» знакомит гостей со всеми парадными интерьерами особняка на Фонтанке и включает показ обновленных экспозиций «Музыкальный салон графов Шереметевых» и «Древняя Греция в представлении XIX века» (по средам, 19:00, в четверг-понедельник, 15:00, вторник и последняя пятница месяца — выходные). Тематические экскурсии погружают в историю музыкальных традиций дома на Фонтанке и Музея музыки — «Музыкальный салон графов Шереметевых» (по четвергам, 17:00), «Метаморфозы оркестра», включая осмотр экспозиции «Парижский кабинет Александра Глазунова», (по пятницам и воскресеньям, 17:00). Для юных гостей и их родителей знакомство с новыми постоянными выставками музея возможно на интерактивных занятиях «Король лир», «С миру по нотке», «Кое-что от лица дирижера» (по субботам 1 и 15 февраля, 7 и 21 марта, 11 и 25 апреля 2020 года в 13:00; по воскресеньям 9 февраля, 1, 15 и 29 марта, 19 апреля 2020 года в 16:30). Билеты в кассе музея от 200 до 400 р., справки и запись по тел. (812) 272-44-41 (экскурсионный отдел/ касса), (812) 272-45-24 (администратор).
Обратите внимание, что ниже перечислены наиболее вероятные выборки, лишь приблизительно раскрывающие тематику выставок. Для получения конкретной информации воспользуйтесь поиском по ключевым словам.