МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

"Посылка из Франции". Радищевскому музею подарены гравюры А.П. Боголюбова

c 25 июля по 1 сентября 2011Саратовская область
В июле 2011 года коллекция Радищевского музея

пополнилась двумя великолепными

графическими работами А. П. Боголюбова,

переданными по завещанию А. А. Ляпина (Франция)

Примерно два месяца назад дипломатическая почта доставила в Министерство культуры Российской Федерации несколько посылок из Парижа. Адресатами значились крупнейшие московские и подмосковные музеи: Третьяковская галерея, Театральный музей имени А. А. Бахрушина, Музей-заповедник В. Д. Поленова, из региональных – Саратовский Радищевский музей. Отправитель – госпожа Николь Ляпин, вдова А. А. Ляпина, выполняющая волю своего покойного мужа и передающая в дар российским музеям предназначенные им предметы искусства и архивные материалы.

Александр Александрович Ляпин (1927-2011), внук известного русского художника В. Д. Поленова, родился во Франции, но всю свою жизнь он посвятил сохранению русских культурных ценностей. Не имея больших средств, А. А. Ляпин отыскивал и приобретал в Европе картины и рисунки, книги и документы, предметы быта и еще при жизни передавал их в дар российским музеям.

Радищевский музей, обладающий самой большой монографической коллекцией произведений А. П. Боголюбова, был выбран А. А. Ляпиным не случайно. В последнее десятилетие в Саратове подготовлены и осуществлены серьезные научные и научно-популярные издания, посвященные художнику. Благодаря этому, имя Алексея Петровича Боголюбова, замечательного художника и основателя Радищевского музея получает все большую известность. Его картины, всегда ценившиеся знатоками искусства и коллекционерами, ныне широко публикуются, .успешно продаются на крупнейших аукционах искусства и, даже, подделываются.

Дар А. А. Ляпина, безусловно, можно назвать беспрецедентным, так как последнее пополнение музейной коллекции произведениями известного художника-мариниста состоялись более полувека назад.

Один из графических листов А. П. Боголюбова, подаренный Радищевскому музею, запечатлевает пейзаж Венеции, на другом – вид Константинополя. В огромном творческом наследии Боголюбова венецианские и константинопольские пейзажи занимают значительное место.

Особенности пейзажа и архитектурного облика Венеции еще в молодости произвели на Боголюбова сильное впечатление, о чем он писал в своей автобиографической книге «Записки моряка-художника»: «Красы Венеции так глубоко меня поразили и врезались в мою память, что я много раз ее писал во всех видах в разнообразные времена, да и буду писать до конца моей жизни …».

Художник много раз бывал в Венеции, им создано не менее ста картин и рисунков, изображающих ее романтические живописные виды и хранящихся ныне в российских и зарубежных музеях и частных собраниях. Великолепное знание архитектурных памятников Венеции у Боголюбова всегда сочеталось с достоверным, профессионально точным изображением разнообразных судов и гондол. Во всех его венецианских пейзажах мы видим оживленные, полные движения фигурки гондольеров, людей в лодках и на берегу, буквально ощущаем романтически-взволнованное восприятие автором своеобразного жизненного уклада города на воде.

Особенно много венецианских пейзажей А.П. Боголюбова, свободно и мастерски написанных, относится к началу 1870-х годов. Возможно, именно в это время, сделан рисунок «Вид Венеции» (бумага, акварель 24,5 х 35,5), подаренный А. А. Ляпиным. Изображен один из венецианских каналов с характерной архитектурной постройкой, лодками и фигурками гондольеров. Этот лист буквально наполнен светом и воздухом, в нем много свободного пространства.

Не менее романтичен и небольшой, альбомного формата, лист «Вид Константинополя» (бумага, акварель, тушь перо 12,5х20,5): в спокойной глади воды отражается павильон на берегу моря, рядом - высокие раскидистые деревья, фигурки людей на берегу. Вдалеке – паруса и мачты судов, неясные очертания города на далеких холмах. В Константинополе, городе с тысячелетней историей, Боголюбов также бывал неоднократно и пережил там немало приключений, о которых он с большим чувством юмора рассказывает в своих «Записках моряка-художника».

Подаренным Радищевскому музею пейзажам «Вид Венеции» и «Вид Константинополя», присущи все те черты, отмеченные еще современниками, которые отличают лучшие произведения А.П. Боголюбова: «замечательная сила композиции, прекрасное распределение деталей, великолепный колорит и превосходный рисунок», и, главное, «сильное поэтическое чувство».

Александр Александрович Ляпин, как и Алексей Петрович Боголюбов, настоящий патриот, продолжатель добрых традиций бескорыстного служения русской культуре. И теперь его имя, безусловно, останется в истории Радищевского музея.

Пашкова Л. В., заместитель генерального директора по научной работе Радищевского музея

www.museum.ru/N43505
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
URL:radmuseumart.ru
EMail:info@radmuseumart.ru, radmuseumart@radmuseumart.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: мемориальные, другие


 
новости и события: 17.11.2024
 x    ?  

Конференция "Русский музей - цифровой проводник в художественную Россию"

Объявлен шорт-лист финалистов XV грантового конкурса программы "Музеи Русского Севера"

Конференция "Современный музей городской археологии. Перспективы развития новой региональности"

Научная конференция «Во власти воды: к 100-летию и 200-летию крупнейших наводнений в Петербурге»

Международная научная конференция «Блоковские чтения»

Музейно-педагогический практикум по программам, посвященным эпохе правления первых Романовых

Лаборатория "Арсенал практик" по развитию программ доступности в музеях

Международная конференция «Бахрушинские чтения-2024»

Научная конференция "Город и Музей" в Петропавловской крепости

Верещагинские дни - 2024

«Вольтеровские чтения» в Российской национальной библиотеке

Межрегиональная научно-практическая конференция «Земля Псковская, древняя и современная»

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

VII международная конференция «Еврейское поле: новые открытия, опыт и концептуализация»

Двенадцатые Кремлевские чтения в Музее-заповеднике «Казанский Кремль»

Международные научные чтения "Н.Г. Чернышевский и его эпоха"

Музей Эрарта объявляет старт приема заявок на участие в Эрарта Премии - 2025

Научная конференция «Антиминсы и литургические ткани» в Музее имени Андрея Рублева

Новый сезон лекций «Исторические встречи в Покровском соборе»

Стартовал XV грантовый конкурс проектов программы "Музеи Русского Севера"

Научная конференция «Музей в культурном пространстве исторического города»

Международная конференция, приуроченная к 210-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Пятая ежегодная межмузейная конференция "Единство непохожих" в Музее космонавтики, Москва

Конференция «Современная история: опыт осмысления и музейной презентации в российской и зарубежной практике»

Всероссийская научная конференция «Толстовские чтения»

XLIX Конференция «Достоевский и мировая культура»

XII международные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru