Организация Объединенных Наций по вопросам
образования, науки и культуры ЮНЕСКО (United Nations
Education Science and Culture Organization - UNESCO) - это
неправительственная организация, учрежденная
ООН в 1946 году. Деятельность ЮНЕСКО охватывает
широкий круг вопросов: ликвидацию неграмотности
и борьбу с дискриминацией в области образования,
изучение и пропаганду национальных культур,
проблемы информации и многие другие актуальные
для международного сотрудничества проблемы.
ЮНЕСКО в соответствии со своим Уставом
призвана способствовать "сближению и взаимному пониманию народов путем
использования всех средств информации",
добиваться "свободного распространения идей словесным и
изобразительным путем", помогать "сохранению, увеличению
и распространению знаний" и
поощрять "развитие народного образования и
распространение культуры".
С наступлением информационного века эти задачи
не только сохранили свою актуальность, но и
приобрели новую остроту. Конкретные пути их
решения ЮНЕСКО адаптирует к новой
технологической среде.
В концептуальном документе "Юнеско и
информационное общество для всех"1,
подготовленном в мае 1996 года к совместному
заседанию Комиссии по программе на тему:
"Проблемы в области образования, науки и
культуры в связи с новыми коммуникационными и
информационными технологиями",
проводившемуся в ходе двадцать восьмой сессии
Генеральной конференции ЮНЕСКО, стратегические
позиции этой организации определены следующим
образом:
"Организация Объединенных Наций по вопросам
образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)
уполномочена ее 185 государствами-членами, в
частности, содействовать свободному
распространению идей словесным и
изобразительным путем и способствовать развитию
международного сотрудничества в сфере коммуникации, информации и
информатики в целях сокращения существующего
разрыва между развитыми и развивающимися
странами в этих сферах. В Среднесрочной
стратегии ЮНЕСКО на 1996-2001 годы предусматривается
уделить особое внимание вопросам применения
коммуникационных и информационных технологий в
интересах развития, демократии и мира".
Серьезное внимание в документе уделено
информатизации сферы культуры:
"В области культуры технологии мультимедиа
уже открывают огромные возможности для
популяризации материального и нематериального
культурного наследия и для межкультурных
обменов. Доступ к культурной продукции и услугам
мультимедиа через информационные магистрали
обеспечит каждому неограниченные возможности
для приобщения к мировой культуре во всем ее
многообразии. Каждый сможет в любое время
послушать концерт или посетить музей в
виртуальном режиме без переездов и очередей.
Более того, трехмерное изображение и
интерактивные интерфейсы открывают широкие
новые просторы для экспериментального
искусства. В целом эти технологии обладают
огромным потенциалом для укрепления культурной
самобытности, содействия межкультурному диалогу
и стимулирования художественного творчества".
По мнению ЮНЕСКО, в ближайшем будущем общество
столкнется (и уже столкнулось) с целым рядом
новых проблем.
Один из важнейших аспектов существования
современного демократического общества - право
на коммуникацию. Оно сопряжено с
обеспечением доступа к телекоммуникационным
средствам по низким ценам для
"интеллектуальных секторов" (образование,
наука, культура, средства информации, библиотеки
и архивы), которые играют решающую роль в
развитии национальных информационных
инфраструктур.
Другой важной проблемой является поддержание в информационном обществе языкового и
культурного многообразия. Глобализация,
обусловливаемая технологией, воспринимается
многими как угроза для местных обычаев,
ценностей и верований.
Расширившийся доступ к взаимосвязанным сетям и
базам данных порождает серьезные этические и
правовые проблемы, такие, например, как
конфиденциальность информации и право каждого
проверять касающиеся его данные, регламентация
содержания информации, распространяемой по
информационным магистралям (информация
нетерпимого, расистского, насильственного или
порнографического характера и, особенно, ее
доступность детям), компьютерное пиратство и
другие преступления в области информатики,
авторское право и пр.
Воздействие компьютерной технологии на
личность и ее социальное поведение также
носит противоречивый характер: уже сегодня перед
человеком открыты огромные возможности для
доступа к различным областям знаний. Это может
неоправданно завысить значение связи
"человек-машина" в ущерб осмыслению,
самостоятельности и развитию способностей
личности.
Информационные магистрали являются важным
фактором крупных социальных преобразований -
таких, как интернационализация торговли и
развитие мирового экономического рынка,
глобализация системы распространения новостей и
личной коммуникации, изменение состава рабочей
силы в связи с возрастающим использованием информационных технологий на рынке
труда.
|