ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ /  ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА /  ПРАКТИКУМ
СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ ИНСТИТУТА "ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО"
ПО СОЗДАНИЮ РОССИЙСКОЙ СЕТИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (РСКН)1

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

  • В России отсутствует система равного и свободного доступа граждан к информации об общем достоянии, именуемом национальным культурным наследием.
  • Ресурсы культурного наследия слабо вовлечены в сферу социального и экономического развития страны и ее отдельных регионов.
  • Организации, ведущие работы в области культурного наследия, разобщены, неразвита система обмена информацией, согласования позиций, координации действий и кооперации.
  • Размыты многие ключевые понятия и термины, налицо дефицит общения и взаимопонимания между различными социальными субъектами, действующими в сфере изучения, сохранения и использования наследия.
  • Руководство и коллективы многих организаций, ведущих работы в сфере культурного наследия, не имеют или почти не имеют мотивации к предоставлению доступа к своим информационным базам данных.
  • Социальные институты, ориентированные на предоставление доступа населения к информационным ресурсам по культуре, крайне малочисленны.
  • Технологии, используемые для создания баз данных по культурному наследию, многообразны, не всегда совместимы друг с другом; отсутствует эффективный технический инструментарий, обеспечивающий возможность дистанционного доступа к информации.

ПРОЕКТИРУЕМЫЙ ОБЪЕКТ

Объектом проектирования выступает Российская сеть культурного наследия (РСКН). Основными компонентами РСКН как целостной системы являются:

  • массив информации, состоящий из рассредоточенных электронных баз данных, прямо или косвенно связанных с историей российской культуры, памятниками, музейными коллекциями, специализирующимися в данной области организациями и т.п.;
  • коммуникационная среда, состоящая из каналов связи и специальным образом программно и технически обустроенных терминалов (мест доступа к информации);
  • проекты и реальные действия, ориентированные на сохранение, приумножение и вовлечение ресурсов культурного наследия в современные социальные процессы;
  • субъекты коммуникации (организации и частные лица), вступающие, благодаря наличию каналов связи, в значимое для судьбы культурного наследия взаимодействие друг с другом и с массивами соответствующей информации.

Таким образом, проект предполагает формирование системы, сочетающей в себе черты распределенной базы данных, коммуникационной среды и ориентированной на практическую деятельность сетевой организации.

По совокупности обозначенных признаков РСКН может быть отнесена к элементам инфраструктуры постиндустриального общества.

ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ РСКН

  • Создание механизмов свободного и эффективного доступа граждан к информации о культурном наследии, предоставление широкого спектра информационных услуг на базе современных телекоммуникационных технологий
  • Содействие развитию образования, культурного туризма, сохранению памятников истории и культуры России
  • Вовлечение государственных, частных и общественных организаций, отдельных граждан в работу по сохранению, исследованию и популяризации культурного наследия страны, используя возможности современных информационных технологий
  • Содействие формированию единого мирового культурно-информационного пространства путем включения в него информации о памятниках истории и культуры России

ПРИОРИТЕТЫ

Проект ориентирован на удовлетворение культурных запросов миллионов российских и зарубежных граждан, не являющихся профессионалами в области истории культуры

ОБОСНОВАНИЕ

Экономические и социальные выгоды, ожидаемые от предлагаемой работы, едины для России и мирового сообщества. Они связаны с перспективами интеграции России в общеевропейские культурные процессы, в т.ч. процессы развития образования и культурного туризма. Накопление и обмен информацией приобрели глобальное значение в мировой экономике. Сети по культурному наследию становятся полноправным участником инженерии знаний и культурного опыта, мощным социальным и экономическим потенциалом.

В числе ожидаемых результатов реализации проекта - внедрение новых информационных технологий в практику разработки и согласования национальных и региональных культурных политик, программ и проектов, что скажется на оптимизации затрат, как со стороны отдельных государств, так и со стороны международных организаций.

В полном объеме Российская сеть культурного наследия будет включать:

  • Электронные каталоги на основе систем связанных баз данных;
  • Электронные путеводители по музеям, памятникам истории и культуры, виртуальные экспозиции и выставки;
  • Аннотированную подборку ссылок на российские и международные культурные ресурсы в сети интернет;
  • Новости и информацию о культурных событиях в стране и в мире, календари событий;
  • Музейные и иные подсети, ссылки на другие сетевые проекты;
  • Ресурсы для профессионалов;
  • Электронные форумы, дискуссионные группы и чаты для общения;
  • Различные обучающие курсы, тренинги и семинары по применению информационных технологий в сфере культуры;
  • Электронные публикации по культурному наследию;
  • Информацию по охране авторских прав и интеллектуальной собственности.

Перечисленные тематические блоки в совокупности составляют масштабную программу государственного уровня, которая еще не утверждена, но ее необходимость осознана как субъектами культурной деятельности, так и (в значительной степени) органами государственного управления.

Во многих странах мира наблюдается тенденция к превращению сетей по культурному наследию в основной инструмент ведения научной, образовательной и просветительской деятельности культурных институтов на современном технологическом уровне.

Практически все зарубежные проекты создания сетей по культурному наследию были инициированы государственными структурами: министерствами и ведомствами, отвечающими за культурную политику страны, департаментами по информационным технологиям, региональными администрациями, а также предусмотрены федеральными, региональными и отраслевыми программами по информатизации. Министерством культуры России предпринят ряд шагов в направлении создания Государственного каталога, являющегося составной частью любой СКН. Однако тяжелое экономическое положение сферы культуры не позволяет МК РФ активизировать эту работу. По мнению экспертов, сегодняшняя ситуация позволяет Институту "Открытое Общество" подключиться к этой деятельности, инициировать процесс запуска РСКН и поддержать работу по ряду ключевых направлений.

В этой связи попытаемся ответить на главный вопрос: какова целесообразная мера, возможные формы и характер участия ИОО в создании РСКН?

РСКН И ИОО: ИДЕОЛОГИЯ ПОДДЕРЖКИ

Создание дружественной поисковой системы и специализированных интерфейсов и серверов, ориентированных на разные категории пользователей

  • Создание разнопрофильных пользовательских интерфейсов (исследователь, учащийся, интересующийся, турист и т.д.)
  • Организация терминалов свободного доступа к РСКН

Данный раздел программы создания РСКН полностью соответствует приоритетам ИОО. Он может рассматриваться как развитие и логическое продолжение программы "Интернет" ИОО. Организация терминалов свободного доступа может быть реализована в значительной степени на базе УЦИ.

Индексация и отбор качественной и актуальной информации

Индексация web-сайтов и ресурсов по культурной тематике - одна из важных услуг, которые будет предоставлять РСКН.

По своей природе информационное поле интернет однородно. Ссылки на web-творения инженеров-любителей и школьников создают информационный шум, мешающий пользователю отыскать качественную информацию. Тематическим поисковым серверам, "порталам" необходимо отказаться от "всеядности" представления сайтов по культуре, осуществлять строгий экспертный отбор и серьезное содержательное описание. Преимущество при этом получат сайты, которые: актуальны (обновляются как минимум раз в месяц), обладают полнотой информации, просты в обращении (содержат понятные инструкции, корректно работают и имеют дружественный интерфейс). Часть разделов Сети будет ориентирована на конкретные типы аудитории: детей, подростков и т.п.

Экспертиза и индексация сайтов - большая общественно полезная работа, носящая некоммерческий (а в некоторым смысле и "антикоммерческий") характер. Она должна получить поддержку со стороны ИОО.

Справочные и обучающие материалы по применению информационных технологий в культурной сфере

Один из главных "столпов", на котором стоит любая сеть по культуре - инициатива культурных организаций. Тут встает серьезная проблема: отсутствие у работников культурной сферы необходимой квалификации в области информационных технологий.

В этой связи необходимо публиковать подробные и профессиональные обзоры программного обеспечения, особенно, предназначенного для автоматизации учета и хранения музейных коллекций. Благодаря им снижается финансовый риск при приобретении готовых программных решений. Особую актуальность приобретают различные тренинги, семинары, мастер-классы по использованию сети интернет, разработке и дизайну информационных ресурсов. Одна из главных организационных трудностей подобных семинаров - необходимость технической базы для их проведения. ИОО может организовывать подобные семинары на базе УЦИ.

Разработка информационного и лингвистического обеспечения РСКН, в том числе:

  1. Разработка словарей синонимов и классификаторов должна получить поддержку ИОО как необходимое условие реализации проекта в целом.
  2. Разработка схем краткого описания объектов ("карточек", "этикеток")
    • Стандарт описания на движимые памятники
    • Стандарт описания на недвижимые памятники
    • Стандарт описания на музеи и другие субъекты (учреждения культуры и пр.)
    • Стандарт на электронные изображения
    • Стандарт на карты для культурного туризма

    Очевидно, что краткое описание объекта - необходимое условие существования РСКН в целом. Разработка (или выбор из существующих) подобного стандарта малозатратна и, в отличие от полного описания, не требует многолетней работы, а потому должна стать для ИОО приоритетным направлением.

  3. Разработка схем полного описания объектов ("паспортов")
    • Стандарт описания на движимые памятники
    • Стандарт описания на недвижимые памятники
    • Стандарт на электронные изображения

Не вызывают сомнения два обстоятельства:

  • Обозначенная работа должна вестись в ходе создания РСКН
  • Она явно принадлежит к категории научно-исследовательских разработок, которые в принципе не поддерживаются ИОО

Это значит, что в рамках проекта ИОО данная сфера деятельности не может претендовать на то, чтобы стать приоритетной, но должна получить некоторую поддержку ИОО как направление, задающее профессиональный уровень проекта в целом.

Создание БД полных описаний

  • движимые памятники
  • недвижимые памятники

По мнению членов экспертной группы, речь может идти о поддержке ИОО нескольких пилотных проектов (движимые и недвижимые памятники).

Разработка и запуск Серверов интегрированной информации ("Сервер этикеток")

  • Создание программного обеспечения СИИ
  • Создание систем репликации данных на серверах СКНР
  • Создание программ-агентов (модулей доступа к серверам базовой информации) и системы обновления

Понятно, что приведение всех существующих БД по культуре к единому формату описания и программной оболочке - безнадежная затея. Проблема становится разрешимой только при использовании двухуровневой БД, где главным инфраструктурным звеном становится Сервер интегрированной информации (СИИ), который можно назвать также сервером карточек, кратких описаний, этикеток. На нем реализуется функция выборки, поиска информации по объектам. Что же касается самих описаний объектов ("паспортов"), то они хранятся на базовых серверах в любом формате, удобном для их владельца (музея, НИИ и т.п.). Для обеспечения безопасности информации и устойчивости работы сети СИИ должен иметь несколько зеркал, одно из которых устанавливается в МК РФ. Очевидно, что разработка и запуск СИИ должна стать для ИОО одним из главных приоритетов. Это достаточно ресурсоемкая затея, но без подобного сетевого коллектора нет сети.

Разработка и запуск Серверов базовой информации ("Серверы паспортов") и подключение их к РСКН.

Масштаб сделанного и реальные темпы информатизации сферы культуры позволяют предположить, что в целом эта работа займет десятилетия, что явно не вписывается в ограниченные временные рамки, принятые в ИОО. Сравнительно быструю отдачу можно получить только путем поддержки и развития существующих ресурсов: музейных электронных каталогов, БД по памятникам архитектуры и др.

Именно такая стратегия должна быть избрана для ИОО при работе с этой частью РСКН.

Разработка и запуск сервера с картотекой интернет-ресурсов по культурному наследию (различные тематические виртуальные проекты, сайты, посвященные не объектам, а явлениям: "Барокко в России", "Домонгольская иконопись", "Фольклор Поволжья" и т.п.)

РСКН не может быть сведена к каталогу памятников культурного наследия. Каталог явно не удовлетворит все категории пользователей и вряд ли может выступать в роли "локомотива" в деле популяризации наследия. В этой связи встает вопрос об интеграции различных ресурсов по культуре (сайтов), имеющихся в интернет. Опыт картотеки музейных сайтов, действующей на сервере "Музеи России", показывает, что:

  • В техническом отношении это не представляет сложности
  • Количество дилетантских и малограмотных сайтов по культуре столь велико, что ситуацию отбора сайтов нельзя пустить на самотек. К РСКН должны подключаться только ресурсы по культуре, прошедшие серьезную экспертизу.

Данный раздел РСКН выделяется из числа прочих сравнительно низкой ресурсоемкостью. Здесь можно получить быстрый и эффектный результат без больших затрат. Поддержка этого направления может сыграть благотворную роль для формирования положительного имиджа ИОО.

Формирование коммуникационной среды и службы новостей

Сегодня система наследия практически лишена внутренних связей, многие ее компоненты как бы закрыты друг от друга, функционируют сами по себе, мало или совсем не взаимодействуя друг с другом. Отсюда проистекают многие конкретные противоречия, связанные с сохранением и использованием наследия. Значительной части этих противоречий могло бы не быть, если бы система в целом и в каждой ее части была бы более прозрачной, и в ней работал бы некоторый отлаженный механизм, обеспечивающий возможность, по меньшей мере, информационного обмена и согласования разнонаправленных действий и интересов. Именно в России, с ее огромными расстояниями и плохими каналами связи, особенно актуально появление среды профессионального и клубного общения, распространения новостей и другой актуальной информации по культуре. Такое понимание РСКН особенно созвучно приоритетам ИОО, ибо объективно способствует открытости общества, налаживанию межличностных, межрегиональных и межгосударственных связей.

ПОДХОД

Конференция АДИТ-99, прошедшая в Ярославле в мае 1999 г., продемонстрировала готовность музейного сообщества России приступить к созданию РСКН. В этой связи первоочередными являются следующие задачи:

  • Доработка нормативной базы
  • Разработка "этикетки", словарей синонимов и классификаторов
  • Открытие существующих электронных каталогов
  • Проект "1000 экспонатов". Внедрение музейно-учетных систем и техники с обязательством открыть 1000 предметов из собрания музея
  • Поддержка инициативных проектов

Анализ ситуации, проведенный членами экспертной группы, свидетельствует, что, в отличие от музеев, учреждения, занимающиеся учетом и исследованием недвижимых памятников, не имеют столь выраженной мотивации для активного включения в РСКН. В этой связи первоочередными являются следующие задачи:

  • Доработка нормативной базы
  • Разработка "этикетки", словарей синонимов и классификаторов
  • Проект "100 шедевров архитектуры". Создание БД на 100 памятников архитектуры в 33 регионах на технической базе УЦИ. Подготовка контента будет осуществляться специалистами, рекомендованными Институтом искусствознания и Институтом культурного и природного наследия
  • Поддержка инициативных проектов

Распространение технологий РСКН. Первоочередные задачи:

  • Издание сборника "Сеть культурного наследия России"
  • Выпуск диска с программным обеспечением, форматами описания и словарями и классификаторами
  • Тренинговые семинары
  • PR-кампания (пресс-релизы, бэкграундеры, пресс-пакеты, и др.)

* * *

Комментарии А.В.Лебедева

Осенью 1999 года, после утверждения Стратегическим комитетом ИОО-Россия, Стратегия была представлена Джорджу Соросу. Реакция донатора фонда была неоднозначной. Не высказывая возражений по содержанию документа, Дж. Сорос заметил, что поддержка деятельности по всем намеченным в Стратегии направлениям превращает его в масштабную программу государственного уровня, реализация которой является, скорее обязанностью Министерства культуры РФ, нежели частного фонда. Однако, принимая во внимание позицию руководства ИОО-Россия, Дж. Сорос решил выделить небольшую (в масштабах деятельности фонда) сумму2 на поддержку проектов по статье "Стандарты описания культурного наследия" с условием обязательного софинансирования в объеме 2/3.

Таким образом, документ не стал основой полномасштабной программы по созданию Российской сети культурного наследия. Это не помешало успешно использовать его по прямому назначению - как стратегию (т.е. план принятия решений) в обозначенной сфере. Документ был опубликован в интернет и распространен среди партнеров ИОО. С момента его публикации грантовую поддержку стали получать проекты, соответствующие обозначенным в Стратегии приоритетным направлениям. В результате в течение года 3 при поддержке ИОО реализованы (или находятся в стадии реализации) следующие проекты:

СТАНДАРТЫ ОПИСАНИЯ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

  • Краткое описание музейного предмета: информационно-лингвистическое обеспечение Государственный Исторический музей)
  • Формат геоинформационного описания для памятников археологии (коллектив авторов)
  • Разработка формата ландшафта как объекта Российской сети культурного наследия (Институт культурного и природного наследия)
  • Краткое описание недвижимых памятников истории и культуры (Государственный институт искусствознания)
  • Регистрационный узел музейных изображений России (РУМИР) (Государственный Исторический музей)

1000 ЭКСПОНАТОВ

Желание выставить в интернет по 1000 произведений из своих фондов в течение 2000-2001 года изъявили следующие музеи:

  1. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  2. Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи"
  3. Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина"
  4. Государственный литературно-мемориальный музей Н.А.Добролюбова (Нижний Новгород)
  5. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова "Карабиха"
  6. Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Ясная Поляна" (они обещали только каталоги)
  7. Государственный музей палехского искусства
  8. Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль"
  9. Ивановский областной художественный музей
  10. Иркутский областной художественный музей
  11. Кемеровский областной художественный музей
  12. Музей изобразительных искусств Республики Карелия
  13. Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  14. Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  15. Российский научно-практический центр по проблемам музейной педагогики при ГРМ
  16. Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  17. Таманский музейный комплекс Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника
  18. Угличский историко-художественный музей
  19. Шуйский краеведческий музей
  20. Ярославский художественный музей

ИЗДАНИЯ

  • Музей и новые технологии: Сборник статей / Под. ред. Н.А.Никишина. [2-e издание]. М., 1999
  • Музей будущего: Информационный менеджмент: Сборник статей / Сост. А.В.Лебедев. М., 2001
  • Музей будущего: Информационные технологии и культурное наследие. На сервере АДИТ [on-line]. Ноябрь 2000 г. [Цит. 5 декабря 2000 г.]. Метод доступа: <http://www.future.museum.ru>.

ПРОЕКТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ И СЛУЖБЫ НОВОСТЕЙ

Web-мост "Пскова - Даугава" (международный проект Комитета по культуре Администрации Псковской области)

ВНЕКОНКУРСНЫЕ ПРОЕКТЫ С СОФИНАНСИРОВАНИЕМ 2/3

  1. Регистрационный узел музейных изображений России (РУМИР) -Государственный Исторический музей (Москва)
  2. Региональная информационная сеть музейных ресурсов Ленинградской области - Комитет по культуре Правительства Ленинградской области (Санкт-Петербург)
  3. Интегрированная система баз данных Нижегородского узла сети культурного наследия России - Нижегородский государственный университет
  4. Интерактивная энциклопедия медиа искусства: 1960-2001 - Центр культуры и искусства "Медиа Арт Лаб" (Москва)
  5. Создание и представление в интернет компьютерной базы данных "История, археология, архитектура и монументальное искусство Псковского края" - Псковский НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры
  6. "Музей - Отечеству и миру" (Создание и представление в интернет компьютерной базы данных КГКМ) - Карельский государственный краеведческий музей (Петрозаводск)

КОНКУРС "МУЗЕЙ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"

27 октября 2000 года были подведены итоги Всероссийского конкурса проектов "Музей и информационные технологии", к участию в котором допускались проекты, предусматривающие:

  • создание web-сайтов по культурному наследию, музейных информационных систем для посетителей, некоммерческих CD-ROMов;
  • открытие в интернет электронных библиотек изображений и баз данных по культурному наследию;
  • создание информационных ресурсов для профессионалов (новости, электронные форумы, дискуссионные группы и чаты для общения, листы рассылки и др.);
  • создание некоммерческих учебных изданий (web-сайты, видеофильмы и др.) по применению информационных технологий в сфере культуры.

Поддержку получили 22 проекта из 15 регионов России на общую сумму $100.000:

  1. Современные технологии - современному музею (Открытие в интернет баз данных музея "Кижи") - Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" (Республика Карелия)
  2. Музейные профессионалы - массовому посетителю (база данных по культурному наследию Псковского региона) - Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  3. Открытый фотокаталог памятников российской архитектуры - Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. Щусева (Москва)
  4. Виртуальная выставка "Лучшее из музеев Кузбаса" - Кемеровский областной музей изобразительных искусств
  5. "Се человек…". Образы пермской деревянной скульптуры - Пермская государственная художественная галерея
  6. Информационно-поисковая система по материалам о памятнике древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" - Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник
  7. Сайт "Трувор" - Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Изборск" (Псковская область)
  8. Сайт "Юрьевец" - Администрация Юрьевского района (Ивановская область)
  9. Виртуальный музей первого полета - Государственное учреждение культуры Объединенный мемориальный музей Ю.А. Гагарина (Смоленск)
  10. От электрической искры до мировой компьютерной сети (web-сайт Музея радио им. А.С.Попова) - Свердловский областной краеведческий музей
  11. Виртуальный клуб любителей наивного искусства - Музей творчества аутсайдеров (Москва)
  12. От бересты до компьютера: web-сайт музея истории Новгородского государственного университета - Новгородский государственный университет
  13. Межрегиональный интернет-справочник по культурному туризму - Региональная общественная организация "Нижегородский Центр поддержки музеев"
  14. Соседи. Лесные ненцы - Музей освоения Севера (Губкинский, Ямало-Ненецкий Автономный Округ)
  15. Вернем Колобок на Родину (создание программы виртуального объединения трех групп вепсов) - Подпорожский краеведческий музей (Ленинградская область)
  16. Создание виртуальной экспозиции "Пространство Омска во время пребывания в нем Ф.М. Достоевского. Город и люди" - Областной художественный музей "Либеров-центр" (Омск)
  17. Вперед и вместе (Создание информационного портала "Все о ярославских музеях") - Угличский историко-художественный музей (Ярославская область)
  18. Развитие службы новостей интернет-портала "Музеи России" - АНО "Сеть Культурного Наследия" (Москва)
  19. Корпоративный сервер "Музеи Сибири" - Омский государственный историко-краеведческий музей
  20. "Эхолот": первый всероссийский научно-практический семинар и интернет-портал "Форум по аудиокультурологии, аудиоархивистике и новым технологиям" - Государственный литературный музей (Москва)
  21. Электронный музей лингво-акустической среды "ГЛУХОМАНИЯ.RU" - Государственный центр современного искусства (Калининград)
  22. Видеофильм "Канадская сеть Культурного Наследия" - АНО "Редакция журнала "Мир музея" (Москва)

Приведенный перечень нельзя считать исчерпывающим, т.к. в него вошли только проекты, поддержанные Программой "Культура" ИОО-Россия. Ряд проектов родственной тематики получил поддержку в Программах "Высшее образование" и "Пушкинская библиотека" ИОО-Россия и Сетевой программы "Культура и искусство" ИОО-Будапешт.


1 Документ был разработан группой экспертов (руководитель -А.В.Лебедев; эксперты: А.В.Дремайлов, А.С.Колупаева, К.А.Наседкин, Н.А.Никишин, Л.Я.Ноль, В.И.Плужников, Е.А.Шорбан) весной 1999 года по заданию Института "Открытое общество" и утвержден Правлением программы "Культура" ИОО 8 июля 1999 года. Несколько месяцев спустя руководством сервера "Музеи России" была создана автономная некоммерческая организация с тем же названием: "Российская сеть культурного наследия". Институт "Открытое общество" рассматривает эту организацию как одного из потенциальных партнеров по реализации своей Стратегии. Однако случайное (или не случайное) совпадение названий не дает упомянутой организации никаких преимуществ в получении грантовой поддержки ИОО, т.к. Стратегия ориентирована не на оказание помощи отдельным институциям, а на поддержку определенных типов деятельности.   Наверх к ссылке на сноску
2 150 тысяч долларов США.   Наверх к ссылке на сноску
3 С конца 1999 по конец 2000 года   Наверх к ссылке на сноску
© Музей будущего, 2000-2001