ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ /  ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ /  ПРАКТИКУМ
МУЗЕЙНЫЕ МАГАЗИНЫ В ИНТЕРНЕТЕ
(фрагмент статьи)
Л.Я.Ноль

Обычно проекты, связанные с электронным маркетингом 1 (далее - ЭМ), интегрируют опыт традиционного маркетинга в музейной сфере и опыт создания и представления в интернете информационных ресурсов (как коммерческих, так и некоммерческих). Например:

  • Проект виртуального представления в интернете музейной продукции, реализованный на сайте компании "Музеум Компани" как виртуальное отражение реально существующей маркетинговой структуры и сети музейных магазинов, созданных по всему миру (в США, Канаде, Израиле и других странах);
  • Электронный магазин "Сотбис", возникший на базе известного аукциона, торгующего произведениями искусства;
  • "Музейный магазин" Музея изобразительных искусств Бостона (США), созданный и представленый в интернете в рамках существовавшего ранее некоммерческого web-сайта;
  • Совместный проект Музея современного искусства в Нью-Йорке и Галереи Тейт в Лондоне, опирающийся на технологические решения, опробованные в существовавших ранее коммерческих проектах (портал "Museum Network", собственные сайты музеев 2);
  • Европейский проект "Museums on-line", возникший на базе партнерства нескольких европейских музеев, научных учреждений, университетов, компьютерных и телекоммуникационных компаний;
  • Проект "Цифровые изображения Корбис", опиравшийся на громадные финансовые и технические возможности фирмы "Майкрософт" (компания "Корбис" основана Биллом Гейтсом). Сегодня "Корбис" является одним из ведущих продавцов цифровых фотографий и произведений искусства в интернете.

ТОВАР

Технология электронной торговли позволяет предложить покупателю:

Традиционный "материальный" продукт, имеющий отношение к искусству (книги и альбомы, копии экспонатов, предметы декоративно-прикладного искусства, ювелирные изделия и пр.). Сведения об этих товарах представляются в наглядном виде на страницах сайта;

"Виртуальный коммерческий продукт" - электронные копии произведений из коллекции музея, виртуальные выставки и экспозиции, виртуальные лекции и экскурсии, представленные в электронном виде результаты научных исследований и др.;

Особенность представления товара покупателям при применении технологии электронной торговли - использование предварительно созданного информационного ресурса. Предлагаемые на сайте товары обычно предъявляются в простой, понятной посетителю форме. ЭМ позволяет музеям получать доходы за счет:

  • Продажи лицензий на использование различного вида копий, платы за доступ к виртуальным коммерческим ресурсам;
  • Реализации материальных предметов через электронную торговлю;
  • Организации различных форм привлечения посетителей в музей ("Клубы друзей музея", спонсоры и др.).

ПОКУПАТЕЛИ

Основными покупателями, использующими технологию электронной торговли, являются пользователи интернета. В их число входят организации (например, издательства, покупающие лицензии на использование цифровых изображений в издательской или рекламной деятельности), профессионалы (дизайнеры, фотографы), широкая аудитория любителей искусства. Большинство проектов ориентировано на широкую публику, некоторые проекты направлены на удовлетворение специальных интересов (например, на любителей современного искусства).

Отличаясь по организационной структуре, проекты имеют много общего как по форме представления информационного ресурса, так и по технологическим решениям.

Технология электронной покупки весьма проста: попав на главную страницу сайта, пользователь выбирает раздел, который его интересует (например, печатную продукцию, ювелирные изделия или что-либо другое), раскрывает этот раздел, выбирает понравившийся ему объект - щелчок мышкой по изображению - и выбранный товар попадает в электронную покупательскую корзину. Укомплектовав корзину, пользователь обращается в электронную кассу и сообщает свои реквизиты (по желанию посетитель магазина может быть анонимом), оплачивает покупку с помощью электронной карты (или другим способом - по его желанию) и в короткий срок (порою - в течение суток или даже нескольких часов) покупка доставляется покупателю.

Практически во всех проектах ЭМ имеется развитая система сервиса и поддержки пользователя, причем режим работы, в том числе и консультативной поддержки по e-mail, по телефону и факсу - круглосуточный.


1Электронный маркетинг - термин, под которым автор подразумевает маркетинговую деятельность, осуществляемую с помощью интернета (прим. ред.)  Наверх к ссылке на сноску
2 The MoMa On-line Store. In The MoMa.org [on-line]. 2000. [Cited 6 November 2000]. Available from: <http://www.momastore.org/cgi-bin/MoMAOn-lineStore.storefront/EN/Catalog>; Shop On-line. In The Tate [on-line]. 2000. [Cited 6 November 2000]. Available from: <http://www.tate.org.uk/shop/default.htm>.   Наверх к ссылке на сноску

  Полный текст.  Скачать ZIP-архив с текстом статьи в формате RTF.

© Музей будущего, 2000-2001