НАУКА О МУЗЕЕ
|
ИСТОРИКО-БЫТОВЫЕ МУЗЕИ.
Историко-бытовые музеи – группа исторических музеев, документирующих бытовой аспект жизни различных слоёв населения. В России широко распространились в 1920-е гг., тогда же термин "историко-бытовые" утверждается в российской музеологической литературе. Особо важную роль в теоретическом осмыслении историко-бытовых музеев сыграли исследования М.Д. Приселкова и М.В. Фармаковского.
Историко-бытовые экспозиции строятся, главным образом, на вещевых источниках; они воссоздают среду обитания человека, его повседневный быт. В официальных названиях современных музеев в РФ практически отсутствует определение "историко-бытовой", хотя музеи, являющиеся таковыми по сути, достаточно многочисленны. Воссоздание быта определённой эпохи и социальной группы сегодня входит в задачи многих этнографических музеев, историко-художественных, мемориальных музеев (домов-музеев, музеев-дворцов, музеев-усадеб), что позволяет рассматривать их также в числе историко-бытовых.
История
Первоначально становление историко-бытового направления в музейном показе истории было неразрывно связано с идеями мемориализации, сохранением памяти о человеке через обстановку, в которой протекали его жизнь и деятельность. Впервые музеефикация бытовой обстановки была осуществлена в 1825, когда после смерти Александра I был превращен в музей дворец в г. Таганрог, в котором умер император. В 1859 в Москве в доме, принадлежавшем с 16 в. боярскому роду Романовых, был создан музей "Дом бояр Романовых" (после 1917 г. именовался "Домом боярина"). В некоторых дворянских усадьбах в 19 в. сохранялись мемориальные комплексы в комнатах, где жили прославленные деятели культуры ("Карамзинский кабинет" в Остафьево, комнаты И.С. Аксакова, Е.А. Баратынского, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева в Мураново под Москвой).
Бурный рост числа историко-бытовых музеев начался после Октябрьской революции 1917 в связи с национализацией дворцов, усадеб, особняков, монастырей. Многие из них получили статус музея. Разрабатывались теоретические и методические основы построения экспозиций, посвящённых повседневной жизни всех слоев населения России.
Музеи-усадьбы, музеи-монастыри, музеи-особняки создавались в 1920-е гг. путем "фиксирующей музеефикации", оставлявшей обстановку практически без изменений. Нередко смотрителем такого музея становился бывший дворецкий или швейцар, рассказывавший посетителям о прежней жизни (подмосковные Дубровицы, Ольгово, особняк Курлиной, дом Ковригина, дворцы Шереметевых и Строгановых в Петрограде и др.). Историко-бытовой аспект был характерен и для показа интерьеров дворцов, принадлежавших царской фамилии в северной столице и её пригородах. В 1920 в Москве в бывшем особняке А.С. Хомякова на Собачьей площадке был открыт Музей дворянского быта 40-х гг. (просуществовал до 1929 г.).
В конце 1920-30-х гг. практически все И.-б.м. были закрыты или перепрофилированы как рассадники "буржуазного объективизма" и вредного "вещизма". Возрождение И.-б.м. началась в 1960-е гг. В 1960-63 восстановлены интерьеры музея боярского быта (с 1975 современное название — "Палаты 16-17 вв. в Зарядье"). В 1975 открыта экспозиция во "Дворце Меншикова" с Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург), в 1970 открыт "Музей тверского быта" в г. Калинин (ныне Тверь), посвящённый жизни купечества. Во Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике создан музей "Старый Владимир". Экспозиции, стоящие на стыке историко-бытового и этнографического показа и посвященные теме, главным образом, крестьянского быта, создаются в музеях под открытым небом, в которые перевозились дома, хозяйственные строения, предметы народного быта.
В 1990-е во многих регионах создаются различные И-б.м.: "Мир забытых вещей", Вологда; "Портрет в старинном интерьере", Архангельск; "Музей быта и ремесел", Н. Тагил; "Музей одного дома", Тюмень и др. Многие музеи активно комплектуют фонды по городской этнографии и быту горожан. Усилился бытовой компонент во многих мемориальных музеях. Их экспозиции наполнялись предметами повседневной жизни, многочисленными мелочами, придающими интерьерам теплоту и достоверность человеческой обители. В музеях-усадьбах также все больше внимания уделялось скрупулезному воссозданию бытовой обстановки: так, в Музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова "Тарханы" в конце 1990-х силами музейных сотрудников проводилось изучение дворянского усадебного быта в его мельчайших деталях позволившее не только значительно повысить достоверность мемориально-бытовой экспозиции в усадебном доме, но придать ей теплоту и ощущение человеческого присутствия. Характерным приемом показа быта на рубеже 20-21 вв. становится присутствие в исторических домах-музеях живых растений и животных, включение в экспозиции объектов нематериального наследия, применение приемов театрализации.
| |