|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
29 ноября 2024 года в Музее "Новый Иерусалим" открылась выставка "Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви", посвященная 125-летию со дня рождения художника-авангардиста, лидера Общества художников-станковистов (ОСТ), ближайшего друга Владимира Татлина и Александра Тышлера. В экспозицию вошли более 150 живописных и графических работ мастера из собраний 18 ведущих музеев России, включая Музей "Новый Иерусалим", Русский музей, Третьяковскую галерею, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Екатеринбургский музей изобразительных искусств и другие, а также из 12 частных коллекций. Межмузейный выставочный проект организован при участии Фонда содействия сохранению творческого наследия художника Александра Лабаса (Лабас-Фонд) и наследницы авторского права художника Ольги Бескиной-Лабас. Впервые выставка, посвященная Александру Лабасу, не фокусируется на определенной теме, а ставит задачей максимально полно представить разные грани творчества художника через его ключевые работы, созданные в 1920-1930-е годы. Экспозиция заняла основные выставочные залы музея, которые преобразились в тотальную инсталляцию на тему невесомости, хрупкости и сновидений. Атмосферу ирреальности и нематериальности, характерной для художественной манеры Александра Лабаса, дополняют абстрактная видеопроекция и сценографические элементы. Куратором выставки "Невесомость" выступила искусствовед Ксения Новохатько, научным консультантом проекта - искусствовед, специалист в области русского искусства ХХ века Александр Балашов. Архитектурно-художественное решение выставки создали театральные художники, лауреаты многочисленных театральных премий Эмиль Капелюш, Юрий Сучков и Яна Глушанок. Экспозицию дополняет оригинальное звуковое сопровождение, созданное музыкальной лабораторией "Антифон". Главная тема творчества Александра Лабаса - сотворение нового мира, связанного с развитием техники и городов и социальными преобразованиями начала XX века. Однако в отличие от футуристов, классиков итальянской аэроживописи или своих коллег по группе ОСТ, Лабас воспевает не мощь технического прогресса, но саму жизнь - неизвестную, многоликую, завораживающую. Поклонник дирижаблей, самолетов и городских ритмов, он остается подлинным романтиком, увлеченным не техникой или скоростью самой по себе, а неизвестным ранее самоощущением человека в этом новом мире, полном движения и трансформаций. Драматичным ракурсам и резкости художник предпочитает общий план и акварельную недосказанность. Название выставки "Невесомость" отражает состояние, открывшееся человеку с появлением летательных аппаратов. Оно неизменно присутствует в работах Александра Лабаса независимо от их сюжета или композиции. Сам художник испытал близкое к невесомости чувство в свой первый полет, описав его как "удивительное спокойствие" и "философское равновесие". Схожими словами в своих дневниках он описывает и чувство глубокой любви, когда время замедляется и наступают мгновения "беспечно свободные, всеохватывающие своим проникновением в тайны Вселенной". Выставка раскрывает основные темы и циклы творчества Лабаса и рассматривает путь воплощения художника от первой знаковой сочинской серии (1924) до морских пейзажей второй половины 1930-х годов и ряда поздних космических произведений. Три зала поэтически отмерят этапы этого пути: "Предчувствие, "Сотворение" и "Невесомость". Этот путь сопровождает выдержками из дневников и воспоминаний Александра Лабаса, где он рассуждает о собственных творческих задачах и их решении, которые нередко относятся к конкретным работам, представленным в экспозиции. Раздел "Предчувствие" включает ранние "сочинские" работы 1924 года и несколько поздних, открывших в творчестве Лабаса космическую тему. Таинственная энергия ранних работ будто предвкушает завтрашний день. Уже спустя два года художник начнет создавать динамичные, преимущественно вертикальные композиции, передающие его ощущение стремительно меняющегося мира - этот этап творчества Лабаса раскрыт в разделе "Сотворение". "Городская площадь", "Поезд идет", "Едут", "Октябрь" и другие шедевры второй половины 1920-х годов демонстрируют не только сотворение нового мира, но и воплощение большого художника. Третий раздел, "Невесомость", сосредоточен на работах 1930-х годов - времени значительных перемен для художника. Этот период отмечен борьбой с "формализмом" в искусстве, жертвами которой стали и сам Лабас, и многие из его близких друзей. В то же время он встречает главную любовь своей жизни - немецкую художницу, выпускницу Баухауса, Леони Нойман. В этот период он отстраняется от бурлящей энергии городов и с особым вниманием обращается к созерцанию любимых образов неба и моря, обретая гармонию на линии горизонта. Значительная часть наследия Лабаса - графика, которая имеет ограниченный допустимый срок экспонирования, в силу чего в начале марта будет проведена полная замена графической части экспозиции из музейных собраний. К выставке планируется выпуск каталога, сувенирной продукции, проведение тематических экскурсий и мероприятий для взрослых и детей. В рамках выставки музей "Новый Иерусалим" представит музыкально-просветительский проект "Время, вперед!" - цикл лекций и концертов, вдохновленный не только сюжетами работ, но и философско-эстетическими взглядами Александра Лабаса. Апология движения, время и пространство, цвет и свет, урбанистика и машинерия, космическая фантастика и земная природа - таков неполный список тем "музыкального контрапункта". Цель проекта - раздвинуть временные границы и ощутить связь открытий Лабаса и его современников-композиторов с основными направлениями художественного авангарда XX века. Выставка продлится до 25 мая 2025 г. www.museum.ru/N86150 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, города, региона · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |