|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Из собрания Русского музея. Выставка "Исаак Левитан" в Ярославском художественном музее
В Ярославском художественном музее открылась выставка "Исаак Левитан". На выставке представлены произведения Исаака Левитана из собрания Государственного Русского музея. В экспозицию вошли живописные работы и пастели, охватывающие все этапы творчества, главные темы и излюбленные мотивы мастера. Первым наставником Левитана стал мастер лирического пейзажа Алексей Саврасов. В представленных на выставке этюдах конца 1870-х – первой половины 1880-х «Лето. На пчельнике», «Снопы и деревня за рекой», «Домик с ракитами» явно ощущается влияние учителя. Работая на пленэре, художник выбирает бесхитростные пейзажные мотивы, в которых находит множество деталей, говорящих не только о жизни природы, но и человека в ней. Основой творческого метода Левитана стала работа на пленэре, характерная для еще одного его учителя – Василия Поленова. Это особенно заметно в свежих, красивых по цвету работах 1880-х. Среди них – солнечный этюд «Останкино» (1882), исполненный в окрестностях Москвы – одном из любимых мест работы на пленэре учеников пейзажного класса. В 1890 художник впервые побывал за границей – посетил Берлин, Париж, Флоренцию и Венецию. Вторая европейская поездка по югу Франции и Северной Италии состоялась в 1894. Ее итогом стала представленная на выставке картина «Озеро Комо» (1895). Левитан был очарован озером: пестрые стены домов, лодки у воды, небо над величественными громадами гор – все это возвращало его к излюбленной теме последних лет – теме величия и вечности природы. В глубоких философских картинах конца 1880-х – начала 1890-х, изображая природу в ее стихийной мощи, художник сохраняет дыхание своего личного переживания ее непостижимой красоты. Так, в пейзаже «Облачное небо. Сумерки» (1893) Левитану удалось и передать красоту мгновения, и создать мощный, почти эпический образ природы. Последнее десятилетие XIX века было временем поисков новых путей в искусстве. Левитан активно интересовался новаторскими идеями, но из всех современных ему направлений не выбирал одного. Картина «Ранняя весна» (1898), показанная на Всемирной выставке в Париже в 1900, вызвала одобрение европейской публики и критики: формально художественный язык произведения гармонично вписывался в русло современного искусства и в то же время в трактовке образа чувствовался особенный эмоциональный настрой, свойственный русскому мировосприятию. Пожалуй, главными в творчестве Левитана можно считать образы осени. Художник посвятил ей около ста произведений. Большинство представленных на выставке осенних пейзажей («Осень. Вблизи бора» (1895), «Долина реки. Осень» (1896), «Осенний пейзаж» (1890-е)) исполнены пастелью. Именно в этой технике с особой силой раскрывается тончайшее понимание Левитаном цвета, его эмоциональной выразительности. Ведущим мотивом в произведениях 1890-х становятся сумерки и лунный свет. В эмоциональном строе пейзажа «Тишина» (1898) особую роль играет ощущение молчаливого покоя. Природа в картине не только согрета близостью человека, но и сама одухотворена подлинно человеческим чувством и настроением. Одной из лучших работ позднего периода творчества Левитана стала картина «Сумерки. Луна» (1899). Для создания острой эмоциональной выразительности пейзажа художник прибегает к предельному обобщению форм. Здесь все намек, все недосказанность, все на грани реального и ирреального. Неопределенность света и цвета, состояние природы, когда предметы теряют свои очертания, когда суета сменяется тишиной, а бытие – небытием, приближение таинственного погружения природы в сон, что иногда равносильно уходу в вечность. Исаак Левитан сумел перешагнуть за рамки «пейзажа-настроения». Проникая во внутренний мир природы, понимая духовное единство с ней, он стремился к большей выразительности мотива, к лаконичности форм, к декоративности пластического языка. Он оставил в наследство последующим поколениям живописцев возможность осмысления образа величественной картины мирозданья. Даты проведения: 6 декабря 2024 г. - 30 марта 2025 г. Место проведения: Губернаторский дом, Волжская набережная, 23 www.museum.ru/N86103 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, города, региона · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |