МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Мифы и аллегории в изобразительном искусстве»

c 17 марта по 9 мая 2016Москва
Все мировое искусство пронизано мифологическими сюжетами, часто несущими символическое значение. Мифология – образный, поэтический язык, на котором говорили древние народы, стараясь объяснить явления природы. Земля, небо, солнце, звезды, горы, реки, ручьи, деревья принимали образы богов. В Греции, «стране хорошего вкуса», по определению И. Винкельмана, родилась мифология, вдохновлявшая художников и поэтов на протяжении последующих столетий. Из отдельных сказаний, родившихся в различных уголках греческой земли, складывались целые циклы о судьбах героев и покровительствующих им божественных силах.

Олимп и двенадцать восседающих на его вершине богов постепенно перешли в римскую мифологию, сменив имена: Зевс стал Юпитером, Гера – Юноной, Афродита – Венерой и т.д. Благодаря Овидию и Вергилию, писавшим на латинском языке, античная мифология сохранилась до эпохи Возрождения и в более поздних переводах послужила источником вдохновения для Шекспира.

Облик богов и присущие им атрибуты сохранялись на протяжении веков, с распространением христианства приобретая аллегорическое значение. Так, например, Флора, богиня цветов, стала аллегорией весны, богиня земледелия Церера – лета, бог виноделия Вакх – осени, воплощавший северный ветер Борей – зимы. Впоследствии и сами времена года стали аллегорией основных этапов жизни человека – от рождения до смерти.

Персонифицированные изображения богов греческого пантеона служили в дальнейшем и в назидательных целях: на примере определенных сцен объяснялись значимые христианские и светские доктрины. Сюжет «Битва лапифов с кентаврами» (кентавромахия) стал символизировать победу цивилизации над варварством. Некоторые мифологические персонажи из окружения Вакха, такие как, козлоногий Силен, превратились в чертей – обитателей преисподней. Благоволивший к художникам Людовик XIV, «Король-Солнце», отождествлял себя с Аполлоном – богом солнца и покровителем искусств. Многие живописцы передавали военные и политические победы монархов как триумф олимпийских богов; нередко определенным смыслом наделялись и изображения шаловливых амуров.

На протяжении столетий художники и скульпторы создавали отдельные композиции и целые циклы на мифологические и аллегорические сюжеты, опираясь на изобразительную традицию прошлых времен, но при этом всякий раз разрабатывая новые вариации пластического решения сюжетов. Тициан, Рембрандт и Рубенс были вдохновлены историей Данаи, Боттичелли и Веласкес – образом Венеры, Брейгель и Буше – аллегорией времен года, а созданные ими шедевры стали украшением и гордостью как государственных, так и частных собраний.

Основной темой в представленной на выставке коллекции Ольги Затеевой становится раскрытие аллегорического сюжета «Времена года» в гравюре и предметах декоративно-прикладного искусства. Постепенно собрание стало пополняться произведениями, созданными на различные аллегорические и мифологические сюжеты. Выбор таких тем, как «Четыре стихии», «Четыре стороны света», «Добродетели и пороки», работа над образами персонажей греко-римской мифологии позволяют создать впечатление о том, что занимало умы художников от века шестнадцатого до века двадцатого.

Авторы, результатом труда которых стали представленные на выставке гравюры, входят в достаточно широкий круг европейских мастеров, работавших в разных техниках. Встречаются произведения Антонио Темпесты, Филиппа Галле, Криспина ван де Пассе, Яна Саделера, Адриана Колларта, Альфонса Мухи. На данных примерах можно проследить, как менялась трактовка одного и того же сюжета в исполнении художников XVI–ХХ веков. В XVII веке осуществляется переход от жанрово-эмблематической, насыщенной символами композиции к реалистическому изображению пейзажа. В XVIII веке возникает галантная сцена, которую в XIX веке сменила жанровая. В эпоху модерна мастер постепенно возвращался к символическому видению сюжета, зачастую придавая ему иные смыслы и философскую трактовку.

Предметы из слоновой кости – наиболее любопытная часть собрания, так как в отечественных музеях представлена в основном резная религиозная скульптура Средних веков; произведения же более позднего периода не доступны широкому зрителю. Однако на этой выставке можно увидеть разнообразные произведения на мифологические сюжеты – плоды труда искусных мастеров Италии, Нидерландов, Германии и Франции XVII – начала XX веков.

Фарфор, к которому увлеченные коллекционеры питали особую слабость еще с XVIII века, представлен мелкой пластикой, вазами и отдельными предметами с удивительной росписью, вышедшими из мастерских Мейсенской, Берлинской, Неаполитанской и Венской мануфактур. Многообразие предметов роскоши дополняют эмали XVII века и французская бронза XVIII–XIX веков, в которых также представлены мифологические сюжеты.

www.museum.ru/N61503
Ваше мнение »»

»»Всероссийский музей декоративного искусства
Адрес:город Москва, ул. Делегатская, 3
Проезд:См. здесь
Телефоны:автоотв.(499) 973-3219, экс.бюро (459) 609-0146
URL:damuseum.ru/
EMail:info@vmdpni.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 24.12.2024
 x    ?  

Объявлен состав участников Эрарта Премии - 2025

III Всероссийская конференция "Перспективы развития новой региональности"

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Арт-резиденция в Тарусе: открыт прием заявок

Юбилейная конференция "Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI веков"

Конференция "Русский музей - цифровой проводник в художественную Россию"

Объявлен шорт-лист финалистов XV грантового конкурса программы "Музеи Русского Севера"

Конференция "Современный музей городской археологии. Перспективы развития новой региональности"

Научная конференция «Во власти воды: к 100-летию и 200-летию крупнейших наводнений в Петербурге»

Международная научная конференция «Блоковские чтения»

Музейно-педагогический практикум по программам, посвященным эпохе правления первых Романовых

Лаборатория "Арсенал практик" по развитию программ доступности в музеях

Межрегиональная научно-практическая конференция «Земля Псковская, древняя и современная»

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

VII международная конференция «Еврейское поле: новые открытия, опыт и концептуализация»

Двенадцатые Кремлевские чтения в Музее-заповеднике «Казанский Кремль»

Научная конференция «Антиминсы и литургические ткани» в Музее имени Андрея Рублева

Новый сезон лекций «Исторические встречи в Покровском соборе»

Стартовал XV грантовый конкурс проектов программы "Музеи Русского Севера"

Научная конференция «Музей в культурном пространстве исторического города»

Пятая ежегодная межмузейная конференция "Единство непохожих" в Музее космонавтики, Москва

Конференция «Современная история: опыт осмысления и музейной презентации в российской и зарубежной практике»

Всероссийская научная конференция «Толстовские чтения»

XLIX Конференция «Достоевский и мировая культура»

XII международные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru