|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Виктор Николаевич Вакидин (1911–1991). Старая Москва и другое…
Выставка посвящается очередному Дню города Москвы и приурочена к 101-летию со дня рождения художника. Она знакомит зрителя с творчеством одаренного графика-станковиста, мастера искусства книги, ученика, друга и соратника В.А. Фаворского, одного из основателей графики «сурового стиля» – Виктора Николаевича Вакидина (1911–1991). На выставке впервые после долгого забвения представлены его графические произведения 1930–1980-х годов, включая пронзительные рисунки неожиданных уголков и построек старой Москвы, отдельные образцы портретных и натюрмортных зарисовок, гравюры для книжных и журнальных иллюстраций.
Виктор Вакидин принадлежит к поколению поздних вхутемасовцев. Будучи переведен в 1930 году из ленинградского Вхутеина в Полигрфический институт в Москве, он в 1935 оканчивает Московский институт изобразительных искусств как художник книги, хотя поначалу работает монументалистом в бригаде В.А. Фаворского, а также оформляет по его эскизам ряд спектаклей во МХАТе-2, Вахтанговском, Московском театре Революции и Театре им. Ленсовета. С различными издательствами, как, например, «Советский писатель», Гослитиздат, «Иностранная литература» и др., он начинает активно сотрудничать уже после Великой Отечественной войны.
Однако тесное общение со своими прямыми учителями такими, как Л.Г. Бродаты, А.Д. Гончаров, В.А. Фаворский, П.Я. Павлинов и др., возможность в течение ряда лет пользоваться советами К.Н. Истомина, Н.А. Удальцовой, Л.А. Бруни, П.В. Митурича, А.В. Куприна способствовали развитию его устойчивого пристрастия к станковому творчеству и прежде всего к натурному рисованию. В то же время, активно увлекаясь, как и многие его сверстники (а в будущем коллеги по художественному цеху В. Горяев, А. Ливанов, А. Васин, Л. Сойфертис, И. Поляков, В. Чернецов) новаторскими явлениями в театре и кино, Вакидин умел ценить в работе динамизм сюжета, озорную выдумку, острый композиционный ракурс. Не случайно вместе со своими друзьями – погибшим на войне Иваном Безиным и будущим знаменитым оператором и режиссером Сергеем Урусевским он увлеченно брал у А. Родченко практические уроки фотосъемки на Чистых Прудах.
Видимо, тогда и зародились основы укрепившейся позже любви к внешне неброскому, но богатому внутренним «суровым» лиризмом городскому графическому пейзажу, виртуозным мастером которого в послевоенные годы стал Вакидин. Всячески избегая «открыточных» архитектурных видов Москвы, на изображение которых к тому же довольно долго требовалось специальное «охранное» разрешение, художник сумел обнаружить неисчерпаемый запас ее живых, трогательных и скрытых от ленивого взгляда мотивов, которые не только уникально передают ее старый и «новый», но теперь все равно безвозвратно ушедший от нас облик, но еще и заставляют по достоинству оценить почти утраченную сегодня высокую культуру бережного, точного и предельно искреннего графического рисования.
Елена Грибоносова-Гребнева www.museum.ru/N46659 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |