20 - 30 -е годы художники Палеха создают новые образы, наполненные фольклорными мотивами, отражая окружающую жизнь во всем ее многообразии. Сцены сенокоса, жатвы, охоты, хороводов, встреч, катания на тройках, рыбной ловли, собирания ягод и грибов, игр, ярмарок стали излюбленными темами палешан. Народные обычаи и обряды, легенды, былины, сказки , многообразие песенных мотивов органично вошли в структуру палехского образа, определяя лирико - эпический строй миниатюры.
Вакуров И.П. "Строчеи за работой" 1932, шкатулка |
В 30 - годы в палехском искусстве получает развитие пейзаж. Мотив природы является важным элементом в эмоционально - поэтическом строе образа и приобретает созерцательный характер, воплощаясь как самостоятельная тема. Живое восприятие природы, наблюдение претворяется в эпический образ.
"Каждый мотив сам по себе имеет глубинное измерение, дает множество ассоциаций, предопределяющих содержание художественного образа, его структурную сложность, объединяющую несколько временных слоев, где всегда присутствует надисторичное - вечное… Поэзия вечного соединяется с чувством действительного и устремленностью в будущее".
Маркичев И.В. "У колодца" 1930, шкатулка |
Значительное место в произведениях палехских художников занимает творчество великого русского поэта А.С.Пушкина. Миниатюры "Сказка о рыбаке и рыбке", "Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане" заняли центральное место в творчестве И.И.Голикова. И.И.Зубкова, И.М.Баканова, А.А.Котухина. И.В.Маркичева. Фольклорная основа пушкинских и палехских произведений органично объединяет тексты поэта и их живописные версии. Достойными продолжателями мастеров пушкинской темы в палехской миниатюре стали современные художники - Б.М.Ермолаев, А.В.Борунов, А.Н.Клипов.
Жизнь в деревне с ее традиционным укладом, пронизанным обрядово - фольклорными формами, способствовала органичному существованию художников в системе народных обрядов и сюжетов.
|