ПАЛЕХ - основная страница ВИДЫ, ЖАНРЫ
Монументальная живопись, стенопись




ервый опыт палехских иконописцев в монументальной живописи - роспись Крестовоздвиженского храма в Палехе, выполненная в 1807 году в технике фрески. Фрески палехской церкви не покрывают стены сплошным живописным ковром, их особенность в том, что каждый сюжет палехских росписей выделен в особую композицию, завершенную рамой.



Крестовоздвиженский храм

Зеленовато-розовый фон фресок удачно гармонирует с розовым фоном стен церкви. Местное предание приписывает роспись Крестовоздвиженского храма палехским иконописцам Ананию Арсеньеву Беляеву и Степану Вечерину. Через 100 лет фресковая живопист храма была отреставрирована мастерами Сафоновской иконописной мастерской. По словам А.В.Бакушинского, это - "последняя великая стенопись, завершающая цикл развития древнерусской религиозной живописной традиции".



Интерьер Крестовоздвиженского
храма

"Жертвоприношение царя Соломона"
фрагмент алтарной фрески


Самая известная работа палехских мастеров - роспись Грановитой палаты Московского Кремля, выполненная в 1880 - 1882 годах семьей Белоусовых.Василий и Иван Белоусовы - крестьяне из Палеха за роспись были удостоены золотых медалей.




огатый опыт монументально-декоративных работ был использован мастерами палехской лаковой миниатюры в к.20-х - 30-х годов. В к.20-х гг. появляются декоративные панно на холстах. В 1929 году художники И.И.Голиков, И.М.Баканов, И.П.Вакуров написали большие панно для выставочного павильона в Нижнем Новгороде. В ГМПИ хранится холст И.И.Голикова "Хоровод" (1929) Панно И.М.Баканова "Хохломские мастера за росписью деревянных изделий"(1929) - образец палехского монументального стиля. Монументальные росписи стен палешане начали исполнять еще в конце 1920-х. Стенные росписи палехских художников сыграли большую роль главным образом в оформлении различных детских учреждений. К шедеврам относятся росписи в Ленинградском и Ивановском Дворцах пионеров. В Ивановском Дворце пионеров комната сказок превращена в осооыи мир: помимо стен и оконных стекол, в ней расписана мебель - столы и стулья. Работали: Н.М.Зиновьев, А.В.Котухин, Д.Н.Буторин, И.В.Маркичев, П.Д.Баженов. (см. В.Котов.ГМПИ. с.32).




Ленинградском Дворце пионеров имени А.А.Жданова (бывший Аничков дворец)в 1936 году палешане оформили Комнату сказок (руководил бригадой художников А.В.Котухин), и Комнату М.Горького (руководил художниками И.В.Маркичев). В комнате Горького Н.М.Зиновьев выполнил композиции "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике". В группе художников были - А.А.Дыдыкин, Д.Н.Буторин, И.И.Зубков. Росписи стен во Дворцах пионеров гг. Ленинграда ("Песня о Соколе" автор - Н.М.Зиновьев), Иванова, Ярославля (1939), Щербакова, Свердловска. Роспись во Дворце пионеров в метростроевском городке станции Лось под Москвой (1937). Павильон Центральных областей на ВДНХ. Панно П.Н.Корина на станции метро "Комсомольская". Театр юного зрителя в Саратове (возглавлял бригаду палешан - А.В.Котухин. В настоящее время росписи палешан украшают стены многих общественных зданий в городах - Ярославле. Рыбинске, Иванове, Сочи, Екатеринбурге, Махачкале. Темы этих росписей обычно носят сказочный характер. Техника росписей идет от традиций древних фресок. В своих монументально - декоративных росписях палешане используют яичную темперу - краски, растворенные на яичном желтке в смеси со столовым уксусом.
В 90-е годы XX века художники Палеха начали выполнять работы по росписи восстановленных и вновь построенных храмов.




 

Виды
    Монументальная живопись
    Реставрация
    Мебель
    Лаковая миниатюра
    Книжная иллюстрация
    Сценография
    Фарфор
    Текстиль

Жанры, персонажи, сюжеты
    Сказочный
    Песенный
    Бытовой
    Портрет
    Пейзаж
    Исторический
    Литературный

Технологии
Термины

 


Зиновьев Н.М. "Песня о Соколе", фрагмент стенной росписи в Ленинградском Дворце пионеров им. А.А. Жданова. 1936



Зиновьев Н.М. "Сказка о рыбаке и рыбке".
1937, эскиз стенописи для Ивановского дома пионеров



Голиков И.И. "Хоровод".
1929, панно



Баканов И.М. "Хохломские мастера за росписью деревянных изделий". 1929, панно