сходным материалом для изготовления папье-маше является картон. Листы картона склеивают прессуют. Спресованные полуфабрикаты просушиваются при комнатной температуре, затем пропитываются льняным маслом и вновь просушиваются в печи. Полуфабрикаты из папье-маше проходят столярно-токарную обработку. Следующий этап - грунтовка. В состав грунта входит глина, сажа и вареное льняное масло. Процесс изготовления полуфабриката заканчивается нанесением на внешнюю поверхность вещи черного масляного лака, на внутреннюю - красного лака. Окрашенная вещь покрывается светлым масляным лаком. Поверхность, предназначенная для росписи, выравнивается пемзой, стертой в порошок. На отпемзованную поверхность наносится рисунок, который затем грунтуется белилами.
Процесс живописи начинается с роскрыши - покрывания загрунтованного рисунка локальным цветом, потом тончайшими лессировками - плавями. Последующая роспись восстанавливает рисунок проработкой внешних и внутренних линейно-контурных форм. Для создания объемной формы делается тушевка, иногда штрихом, иногда плавью. Тушевка наносится более темным тоном того же или близкого цвета. Краски употребляются яичные, приготовленные из смеси яичного желтка и столового уксуса.
осле живописи - лакировка, просушка. Затем поверхность изделия вновь пемзуется и выполняется роспись твореным золотом. Листовое сусальное золото растирают гуммиарабиком до получения однородной массы. В массу наливают воду, через некоторое время золото оседает, а гуммиарабик растворяется в воде. Воду осторожно сливают, а слой золота просушивают.
Работают золотом как акварелью. Аналогично приготавливается аллюминий, в настоящее время его используют вместо серебра. После росписи золото полируется зубом животного - волка, собаки, коровы. Затем живопись покрывается лаком в несколько слоев с последующей просушкой. Последний процесс обработки лаковой поверхности - полировка - более часа ее полируют ладонью руки, смоченной в воде.
Технологии (иконы)
роцесс изготовления иконы сложен и делится на ряд операций.
В качестве материала для основы используют липу, реже сосну, ель, кипарис. На доску накладывается хорошо проклеенное полотно - паволока. Следующий слой - меловой или алебастровый грунт или левкас. Доска с меловой, ровной поверхностью поступает к живописцу. Сначала наносится рисунок от руки карандашом или кистью, но чаще всего способом припороха - по контуру рисунок накалывается иглой, сколок плотно накладывается на левкас, затем по рисунку набивают тампоном, наполненным угольным порошком. Сквозь отверстия, проколотые иглой, порошок попадает на левкас, повторяя точный контур рисунка на бумаге. По припороху проводят особой иглой, получая углубленные линии на поверхности левкаса. Затем приступают к позолоте доски, используя листовое золото, накладывая за пределами контура рисунка.
ледующий этап - раскрытие иконы в цвете, сначала плотными корпусными красками локальных тонов, затем тонкими прозрачными лессировками, называемыми в иконописи "плавями". Плави, каждая светлее предыдущей, придают объемность изображению. Характеристика объема довершается наложением пробелов или разбельных цветов, соответствующих локальному тону или твореным золотом. Последний момент пробелки - оживка чистыми белилами, обозначающими самые яркие блики света на объемных формах. В моделировании ликов художники Палеха используют не только плави, но и отборку. Отборка - перекрестная штриховка в тенях и светах, разными тонами, в зависимости от цвета плавей.
Последняя операция - нанесение олифы (вареного льняного масла). Назначение олифы - предохранение красочного слоя от воздействия воздуха и солнца. Кроме этого, олифа своим золотистым тоном оказывает объединяющее колористическое действие.
|