"…Как результат понимания мною задач художника, явились миниатюры, запечатлевшие темы и сюжеты русской классической литературы" Иван Маркичев
"Когда мы организовали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина в Сытинском издании. Этим в значительной степени объясняется тот факт, что мы в то время большинство своих миниатюр писали на пушкинские сюжеты". Александр Котухин
"Великий народный поэт оказался особенно близок и понятен народным художникам. Образы пушкинских сказок, баллад и поэм ожили в фантастическом мире орнаментальных трав, деревьев и горок. Сочетание слов перецвели в сочетание красок, их ритм стал ритмом линий… Художники Палеха год за годом создавали своего палехского Пушкина". Дмитрий Семеновский.
абота палешан над произведениями А.С.Пушкина имела огромное значение для развития образного строя миниатюры. Новое претворение получают фольклорные приемы, развивается ритм повествовательности, развернутым становится сюжет. А вместе с этим появляется многоплановость в композиции. Миниатюры на темы пушкинских сказок - "Сказка о рыбаке и рыбке", "Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане"- заняли центральное место в творчестве И.Голикова, И.Зубкова, И.Баканова, А.Котухина, И.Маркичева, П.Баженова. Эти сюжеты нашли свое отражение в творчестве последующих поколений мастеров палехской миниатюры - В. Ходова, Р.Белоусова, А.Борунова, А.Кочупалова. О.Ана, Б.Ермолаева.
"Горький оказался одним из любимых писателей палехских художников, и творчество его облеклось в их краски. …Многие художники Палеха раскрыли собрание сочинений Максима Горького и стали искать у него красок ". Ефим Вихрев.
30 - е годы палехские художники обращаются к произведениям М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Н.В.Гоголя, А.М.Горького.
Обращение к поэзии М.Ю.Лермонтова характерно для творчества И.П.Вакурова - миниатюра "Демон", композиция "На смерть поэта", миниатюра "Русалка".
|