5 сентября 2003 года в дни празднования 60-летия начала разработки нефтяных месторождений Татарстана в г. Альметьевске открылся корпоративный
музей. Музей расположен на втором этаже нового административного здания ОАО "Татнефть" в трех помещениях общей площадью около 150 кв. м.
Размещение музея в главном офисе компании наложило определенные ограничения на проектирование. В такой ситуации экспозиция неизбежно
становится частью офисных интерьеров и интегрируется в разворачивающуюся вокруг жизнь компании. Поскольку большая часть экспозиции открыта
в основное пространство здания и отделяется от него прозрачной стеклянной перегородкой, музей фактически превращается в витрину компании.
Формирующееся экспозиционное пространство приобретает и некоторые "сакральные" черты, будучи связано с возможным проведением в музее
значимых для корпорации действий (празднества, посвящения и т.д.). Зона, в которой размещается музей, не является полностью закрытой, хотя доступ
в нее ограничен. Тем самым, музей становится неким преддверием компании, местом приема различных гостей, знакомящихся здесь с ее сегодняшним
днем, историей и планами на будущее.
Музей Татнефти с точки зрения его профильной ориентации не имеет прямых аналогов в отечественной практике. Он не является ни
естественнонаучным музеем нефти, ни техническим музеем, ни производственным музеем истории отдельных предприятий, ни мемориальным
музеем, рассказывающим о выдающихся людях Татнефти.
Музей Татнефти - это музей корпоративной культуры и культуры, возникающей в результате деятельности компании. В определенном смысле,
это музей "углеводородной цивилизации".
Экспозиция Музея Татнефти является
- соединением времен и пространств
- способом моделирования желаемого образа компании
- формой рефлексии образа жизни компании
- инструментом продвижения компании
Экспозиция Музея Татнефти отражает
- представление о компании как о живом организме
- идею непрерывного движения (компания "на марше")
- мировоззрение и общественную позицию Татнефти
Экспозиция включает 4 базовых элемента:
- ритмы жизни компании
- ценности компании
- лица компании
- голоса компании (прямая речь людей)
Экспозиция строится на концепции трех миров:
- мира нефти (подземного)
- мира людей и корпорации (срединного или земного)
- мира внешнего (национального и глобального)
и концепции трех времен:
- время открытий
- время перемен
- время проектов
Экспозиция включает 4 раздела, дающих собирательные образы компании:
- Героическая эпоха
- Страна Татнефть
- Выбор пути - цели и ценности вертикально интегрированной компании
- Окно в будущее - Новая компания в Новом мире
В информационных киосках Музея Татнефти разместилась электронная экспозиция "Люди"
(посмотреть скриншоты).
В данном случае, под "электронной экспозицией" понимается система терминалов, связанная с учетно-хранительской базой музея. Конечно, электронная
экспозиция - это не просто интерфейс, дающий посетителю доступ к электронному каталогу. Она имеет собственный сценарий, кроме того, ряд материалов,
как и в любом другом электронном издании, готовится специально для данной публикации: тексты, изображения, аудио-видеоклипы, специальные
мультимедиа программы для посетителей (в том числе игры) и др. Но по сравнению с CD-ROMом, web-сайтом, локальным информационным
киоском электронная экспозиция обладает очевидным преимуществом - она имеет механизм синхронизации. Основную часть электронной
экспозиции составляют материалы из музейной БД, и все изменения и дополнения, сделанные хранителем в рабочей базе, немедленно
визуализируются в системе.
Электронные экспозиции могут по-разному соотноситься с реальными музейными экспозициями, в которых размещены: пояснять материалы
экспозиции и облегчать посетителю ориентацию в ней, привносить в экспозицию элементы игры и развлечения и др. Электронная экспозиция
"Люди" в Музее Татнефти дополняет основную экспозицию и отвечает на главный вопрос посетителя корпоративного музея: "А где я в этом музее?".
Поскольку в Музее Татнефти такой вопрос могут задать 70.000 человек (таково число работающих в компании), то ответить на него традиционными
экспозиционными средствами невозможно.
Одним из важных средств "погружения" в подземный мир нефти стал "Виртуальный музей Девонского периода", реализованный
на основе "Виртуальной сферы братьев Латыповых". Посетитель получает возможность походить в виртуальном пространстве. Причем
не мышкой и клавиатурой, а своими собственными ногами. Включение моторики человека, позволяет естественнее воспринимать
визуальную информацию в трехмерном пространстве.
|
|
Общее решение экспозиции
Концепция - Николай Никишин
Сценарий - Владимир Дукельский
Дизайн - Лев Озерников
Средства отображения информации - компания "Activision"
Электронная экспозиция "Люди"
Концепция и сценарий - Алексей Лебедев
Дизайн и программирование - ОАО "Альт-Софт"
Виртуальный музей Девонского периода
Концепция и сценарий - Николай Никишин, Светлана Минина
Программная и техническая реализация - компания "VirtuSphere"
|
|
|
|
|
|