|
4 ноября 2004 года в столице Республики Удмуртия городе Ижевске открылся музей знаменитого конструктора-оружейника Михаила
Тимофеевича Калашникова (в 2005 году переименован в Музейно-выставочный комплекс им. М.Т.Калашникова). Экспозиция музея состоит
из центрального зала, мемориально-исторической экспозиции и временных выставок, посвященных ижевскому оружейному производству.
Центральный зал по своей архитектуре относится к типу храмовых пространств, отсюда его торжественное звучание. Экспозиция
интерпретирует оружейный мир, как мир человеческой мысли, знания, поиска. Экспозиция зала открывает посетителю истоки "Феномена
Калашникова, Человека и его Изобретения". М.Т.Калашников "стоит на плечах титанов", поэтому в зале появляются образы гениев технической
мысли от Архимеда и Леонардо да Винчи до русских изобретателей оружейников. Возникает галерея, в которой М.Т.Калашникову отведено
достойное место. Но это лишь один из трех источников феномена Калашникова. Другой источник - русское оружейное производство, прежде
всего ижевское. История Ижевского завода и заводов формирует вторую тему вводного зала. Наконец, третья тема - это тема "Защиты Отчизны".
Она переходит в тему "Мироустроения, культуры мира, ценностей мира, дома и семьи", которые защищает человек. Торжественный зал, скорее
"сокровищница", чем арсенал, здесь много исторического оружия, которое показывается как драгоценность.
Основная экспозиция строится вокруг биографии знаменитого конструктора-оружейника и состоит из трех разделов:
- Пространство жизни
- Пространство творчества
- Пространство славы
Эффект музея, "говорящего от первого лица", достигается за счет соединения предметной и электронной экспозиций. В динамической
экспозиции на плазменных панелях представлены видеоматериалы - документальные фильмы об М.Т.Калашникове и хроника. Авторский
комментарий перекликается с кинолетописью времен коллективизации, Великой Отечественной войны и послевоенных десятилетий. Через
личность М.Т.Калашникова мы видим и воспринимаем время и события.
Экспозиция в целом представляет собой музейное прочтение воспоминаний М.Т.Калашникова. Все сюжетные линии сходятся в образе
одного человека - героя своего времени и национального героя. Именно личность М.Т.Калашникова связывает столь различные миры как
Россия, США, Китай и Ближний Восток. Расположенные по дуге экспозиционные залы как бы стремятся, в конечном счете, сомкнуться.
"Пространство жизни" не только начинает, но и завершает экспозицию, символизируя возвращение человека к самому себе, к своим истокам.
Предметно эта идея воплощается в комплексах дома в Курье и дома в Ижевске, семьи Калашниковых и семьи М.Т.Калашникова.
Особый вопрос - соотношение в экспозиции тематических линий человека и его творения. Оружие во все времена персонифицировалось,
наделялось разумом, имело свою судьбу. В данном случае качества человека - простота, надежность, верность - перешли на созданный им
автомат. Основная экспозиция открывается историей жизни человека. Затем появляется "второй герой", и начинается история автомата.
В "Пространстве славы" жизнь человека обретает новый, мировой контекст. Имя "Калашников" становится достоянием цивилизации и
начинает жить самостоятельно. В экспозиции появляется третий герой.
Сложности в подборе материала были обусловлены судьбой и характером профессиональной деятельности меморируемой личности:
- М.Т.Калашников родился в крестьянской семье, которая в конце 1920-х годов была раскулачена и сослана, а родной дом будущего
изобретателя сожжен. Никаких материальных свидетельств, относящихся к периоду детства и юности Калашникова не сохранилось.
- Большую часть жизни М.Т.Калашников был засекречен, не со всех его разработок этот гриф снят и сегодня.
- Несекретный материал давно разошелся по музейным коллекциям (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи,
Петербург; Музей Ижевского машиностроительного завода; Тульский государственный музей оружия; и др.), экспонируется, и музеи не собираются
с ним расставаться.
В этой связи было принято решения главными средствами организации экспозиционного пространства сделать 17 видео и мультимедийных программ,
которые демонстрируются в информационных киосках, на плазменных панелях и проецируются на стены залов
(посмотреть скриншоты).
С их помощью удалось реализовать концепцию музея "от первого лица", когда сам герой рассказывает посетителю о своей жизни. Отрывки из
мемуаров Калашникова и видеозаписи его рассказов чередуются с кадрами кинохроники, показывающими самого Калашникова, его изобретения
и исторические события, на фоне которых разворачивалась его деятельность.
В данном случае видео и мультимедийные программы оказались в экспозиции едва ли не единственными аутентичными объектами. Все остальное
(средовой материал, муляжи оружия, дизайнерские инсталляции), скорее создают фон, среду, в которой предъявляются электронные экспонаты.
|
|
Общее решение экспозиции
Концепция - Николай Никишин, Владимир Дукельский, Алексей Лебедев
Сценарий - Владимир Дукельский, Алексей Лебедев
Дизайн - студия "Артефактум"
Средства отображения информации - компания "Activision"
Видеофильмы "Детство", "Село и город 1920-х - 1930-х годов", "Красная армия перед Великой Отечественной войной",
"Мечта о новом оружии", "В Ижевске", "Хроника: 1945 - 1985", "Новые времена", "Открытый Калашников"
Сценарии - Алексей Лебедев
Подбор хроники и монтаж - студия "Восток-Запад"
Видеофильм "Полигон. Послесловие"
Сценарий - Алексей Лебедев
Режиссер и оператор - Дмитрий Аврорин
Монтаж - студия "Восток-Запад"
Демонстрационные мультимедийные программы "Изобретатели и изобретения", "Оружие", "Россия", "Уроки полигона",
"Калашников. Жизнь имени"
Сценарии - Алексей Лебедев
Дизайн и компьютерный монтаж - Ольга Киссель, Евгений Залманов, Виктор Колесин
Интерактивные мультимедийные программы "Родословная Калашниковых", "Лучший среди равных"
Сценарии - Алексей Лебедев
Дизайн и компьютерный монтаж - Ольга Киссель, Евгений Залманов, Виктор Колесин
Интерактивная мультимедийная программа "Вехи истории российского автоматического оружия"
Сценарий - Антон Лагутин
Дизайн и компьютерный монтаж - Мультимедиа центр УдмГУ
|
|
|
|
|
|