|
При всем разнообразии способов применения современных средств отображения информации в музейном деле обычно они
используются как вспомогательные средства, облегчающие работу по учету
и хранению (музейные АИС), поясняющие представленное в экспозиции (своего рода электронные этикетки и экспликации) и
дополняющие ее (предъявление объектов, не включенных в экспозицию - электронная экспозиция "Люди", в Музее компании
"Татнефть", Альметьвск; "виртуальный депозитарий" в Музее "Натуралис", Лейден; и др.). Свое место рядом с традиционными
изданиями на "бумажном носителе" заняли музейные CD-ROMы и веб-сайты. Не меняется суть дела и в тех случаях, когда
современные технические средства используются как инструменты предъявления хранимого музеем материала (демонстрация
кинофрагментов в экспозиции музея кино; показ объектов видео-арта в музее современного искусства; и т.п.).
В данном разделе будет рассмотрен особый случай, все чаще встречающийся в современной музейной практике. Речь идет
о специально созданных аудио, видео и мультимедийные программах, выступающих равноправными участниками экспозиционного
"действа" наряду с традиционными музейными предметами.
Первый и наиболее простой вариант - использование средств мультимедиа в художественных экспозициях, когда программа
является составной частью представленного объекта. Например, в 2003 году Музей этнологии в Лейдене (Нидерланды) показал
выставку политической карикатуры, где рядом с карикатурными рисунками были выставлены мониторы, демонстрирующие
телеинтервью изображенных персонажей. Это значительно увеличивало эффект воздействия графических листов, и все же,
наверное, можно представить себе экспозицию карикатуры и без упомянутых видеоматериалов. Однако сегодня мы все чаще
сталкиваемся с более радикальным подходом. Типичным становится прием, когда в экспозиции выставлено произведение
современного искусства, а на стоящем рядом мониторе автор демонстрирует свое творение и произносит по его поводу
некоторый текст. Это выступление неверно было бы назвать "комментарием", т.к. в рамках эстетики постмодернизма оно
оказывается равноправной частью произведения, не менее значимой, чем сам предмет, созданный руками художника.
Более того, в данном случае материальный и мультимедийный объекты неотторжимы друг от друга и не могут быть предъявлены
зрителю по отдельности.
Ситуация равноправия, экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов возможна не только в
художественных экспозициях. Приведем несколько примеров подобных пар из разного типа музеев:
- Музыкальный инструмент и его звучание (Музей музыки, Стокгольм; Дом музыки, Вена)
- Чучело птицы и запись ее пения (Дарвиновский музей, Москва)
- Наряд шамана и видеозапись ритуального танца (Музей этнологии, Лейден)
- Форма и снаряжение знаменитого хоккеиста и фрагмент матча с его участием (Музей хоккея, Торонто)
- Чучело животного и видеофильм, показывающий животное в естественной среде обитания (Музей "Натуралис", Лейден)
- Технические объекты и демонстрация их действия на мониторе (Музей Немо, Амстердам; Музей науки, Лондон; Музей техники, Вена)
Заметим, что в большинстве упомянутых случаев мы имеем дело не просто с парными объектами, а с парами "предмет - процесс",
что и создает ситуацию их равной экспозиционной значимости.
И, наконец, в контексте избранной темы наиболее интересна ситуация, когда подлинный материальный объект не может
быть представлен в экспозиции, и мультимедиа принимает на себя его функции (демонстрация работы доменной печи,
молекулярных процессов, извержения вулкана, геологической структуры Земли и др.). Понятно, что все это может быть
показано и с помощью традиционных средств (макеты, схемы и т.п.), но современные средства отображения информации
оказываются в данном случае куда более зрелищными, а главное более подлинными, чем что-либо иное. Подобная практика
использования мультимедиа широко распространена в естественно-научных и технических музеях (виртуальная сфера в
Музее компании "Татнефть"),
но встречается также в музеях художественного и исторического профиля
(Музей импрессионизма в Овере, Франция;
Музей М.Т.Калашникова; медиа-инсталляция в
Музейном центре "Наследие Чукотки").
|