|
Экспозиция в колокольне Ивана Великого посвящена истории архитектуры Московского Кремля. Невольно возникает
вопрос: есть ли смысл показывать и рассказывать подробно, например, про Успенский собор, мимо которого посетитель
только что прошел, идя в эту самую колокольню? - Наверное, нет. Для этого существуют экскурсии по территории Кремля.
А в экспозиции посетителю гораздо интереснее узнать о том, чего он уже не увидит воочию. Например, о белокаменном
Успенском соборе XIV в., который когда-то стоял на Соборной площади. Что от него осталось? Несколько фрагментов,
которые представлены в экспозиции. Но посетитель не может по маленькому фрагменту понять, как выглядел этот собор.
Поэтому мы показываем реконструкцию собора (видеопроекция) и в ней обозначаем то место, где располагался
экспонируемый фрагмент (проекции сделаны прямо на беленые стены колокольни).
Нельзя было забыть и еще об одном уникальном памятнике архитектуры - о самой колокольне. 90 лет она была закрыта
для посещения. Осмотр интерьеров колокольни - это тоже очень интересно. Поэтому периодически все проекции
выключаются, и остается только подсветка.
Таким образом, мы имеем три экспозиционных слоя. Первый – это сама колокольня или ее части, выделенные светом.
Второй – сохранившиеся фрагменты кремлевских построек. И третий - те самые виртуальные экспонаты, мультимедийные
объекты, которые выступают в паре как с архитектурой колокольни, так и с экспонируемыми белокаменными фрагментами.
Раньше ведь просто рисовали картинку…
Совершенно точно. Представим себе, что мы убрали оттуда все проекции и вместо них сделали большие
графические планшеты с реконструкциями зданий. И что в итоге получилось? Мы загородили интерьеры колокольни.
Основная идея всей этой экспозиции в том, что это - музей-трансформер. Туда могут прийти люди как минимум трех
уровней компетенций. Назовем одного архитектуроведом, второго - любителем истории, третьего - профаном.
Профессионалы могут обойтись без всякого мультимедиа: они и так знают, откуда та или иная деталь. Таких
людей немного, но это важная для музея аудитория. В этом случае проекции можно выключить. Вторая категория – это
люди, которые что-то знают, но не до таких тонкостей. Они могут не слушать текст в наушниках и просто смотреть на
экраны и на экспонаты. И, наконец, третий вариант, когда человек получает все. И эта ситуация регулируется одним
нажатием кнопки.
Еще одна проблема, актуальная для такого памятника архитектуры – это маленькая экспозиционная площадь
(суммарная площадь помещений одного яруса колокольни – 30-40 кв.м). По нормам пожарной безопасности на одном
ярусе может находиться одновременно не более 10 человек. Именно этим обусловлен показ в логике постоянного
движения. Он задает определенный темп просмотра и позволяет сделать так, что люди будут входить каждые
15-20 минут. Только освободился один ярус, тут же входит следующая группа. Это позволит поднять посещаемость
колокольни до 40 человек в час, что немало при таких крохотных размерах помещений. Самая высокая площадка –
это гульбище, т.е. смотровая площадка. Мы поднимаемся по векам, по этажам истории, и когда доходим до самого
верха - видим современный Кремль. И в этом смысл нашего движения.
Я рассказываю эту историю вот с какой точки зрения. До этого речь шла о случаях, когда мультимедиа, по
больше части, выполняет вспомогательные функции по отношению к экспонату: например, музыкальный инструмент
и видеоклип, показывающий как на нем играют. Здесь все происходит наоборот: виртуальный экспонат, и в качестве
иллюстрации к нему - кусочек камня, т.е. реальный предмет, который дополняет мультимедийную реконструкцию, и
далеко не всем понятен без мультимедиа.
Как Вам кажется, сегодня виртуальный экспонат является обязательной составляющей
современного музея?
Здесь ситуация распадается на два разных случая: художественные музеи и все остальные. В художественном
музее это довольно сложная и опасная технология. Потому что экран подавляет, и он уводит от созерцания предмета,
который сам по себе как зрелище ценен. Во всех остальных случаях этого конфликта нет. Более того, современный
человек в повседневной жизни привык видеть огромное количество зрительных образов, созданных современными
средствами отображения информации, и образов в визуальном смысле очень агрессивных. Важнейшая задача
музея состоит в том, чтобы победить эти зрительные образы, то есть предложить нечто, не уступающее им по
привлекательности. Я сознательно использую именно это слово – по привлекательности. Современный человек
вырос в культуре видеоклипа, у него клиповое и гипертекствое сознание. Если мы по-прежнему будем строить
музейную экскурсию как лекцию или школьный урок с соответствующей дидактикой, то мы потеряем аудиторию.
У нас уведут ее Интернет-кафе, телевизор, билборд. Можно, конечно, настаивать на своем и действовать по принципу
«умрем, но идеалам не изменим». А можно пытаться разговаривать с людьми на том языке, к которому они привыкли.
Да, но с другой стороны получается, что современный человек, привыкший к этим самым видеоизображениям,
приходит в музей и видит те же изображения. Не должен ли музей предлагать что-то другое?
Музей должен предлагать такой хитрый фильм, где реальные предметы соединены с медийными образами. Это то,
что человек не получит ни с помощью телевизора, ни компьютера, ни в кино. Это непростая задача, но именно здесь
лежит главное конкурентное преимущество музея. Музей должен делать упор на то, что есть только у него и больше
нигде. Конечно, видеосюжеты, которые мы делали для колокольни Ивана Великого можно показать по телевизору. Но
в колокольне эти проекции встроены в архитектуру с ее нишами, проемами, каморами и соотнесены с выставленными
в экспозиции белокаменными фрагментами. И в этом уникальность экспозиции, ее главный смысл.
А если говорить о стоимости, то мультимедиа, наверное, очень дорогое удовольствие для музея.
Современный музей вообще штука дорогая. Для него, например, нужно хорошее оборудование, поддерживающее климат,
обеспечивающее пожарную безопасность, разные системы защиты и пр. Даже музейная витрина – это дорогая вещь. Прошло
то время, когда посетители восхищались экспозициями, сделанными из фанеры и гофрокартона. Современный человек
привык видеть дома, в офисе, на вокзале евроремонт, высокое качество отделочных материалов. И в музее оно должно
быть не хуже, чем на вокзале. Иначе посетитель развернется и уйдет. Поэтому если речь о серьезной модернизации музея,
о создании новой экспозиции, о музеефикации здания, то мультимедиа в процентном отношении составляют не так много.
Даже в Иване Великом, который просто весь напичкан современным оборудованием, стоимость всех инженерно-технических
систем (включая компьютерные системы и мультимедиа) составляет менее трети от общей стоимости проекта. А обычно это
не более 10 процентов. Конечно, речь идет о проектах достаточно масштабных и амбициозных.
Чаще задачи стоят более скромные. Но в этих случаях частенько встает другая проблема: несоответствие высокого
уровня запросов и низкой степени готовности вкладывать в проект значительные ресурсы. Сегодня уровень технологий
настолько возрос, что целый ряд функций музей вынужден отдавать внешним исполнителям. Только привлекая к
сотрудничеству серьезных профессионалов можно получить по-настоящему значимые результаты. Это не означает,
что авторов концепций, сценаристов, дизайнеров всегда необходимо призывать извне. Но следует реально оценивать
собственные возможности, четко понимать, что ты способен сделать сам, а где без приглашенных специалистов не
обойтись. И связано это с ответом на очевидный вопрос: "На какое качество итогового продукта мы претендуем?"
Если предел наших мечтаний – создать экспозицию не хуже, чем в соседнем краеведческом музее, то для этого не
надо выписывать из Австрии знаменитого Дитера Богнера. Нужно учиться проектированию и делать экспозицию своими
силами. Ну а уж если мы хотим превратить отслужившее свой срок здание вокзала в музей Орсе, тогда…
На сайт "Колокольня Ивана Великого"
|
|
Экспозиция
Сценарий и концепция - АНОК "Музей будущего": В.Дукельский, А.Лебедев
Художественная концепция и монтаж экспозиции - ООО Студия "Музей-Дизайн": А.Конов, О.Ковалевский,
А.Бикуревский, С.Зиновьева, А.Пономарев, В.Правдин, Ю.Шеин
Экспозиционный материал - А.Гращенков
Общая идея и концепция технического проекта - А.Дремайлов
Компьютерное оборудование, комплексное программирование - ООО "Интмедиа"
Мультимедиа
Сценарий - А.Лебедев
Текст - В.Дукельский
Архитектурные реконструкции - В.Рябов, Д.Яковлев
3D-графика - Технический университет Дармштадта, Германия: М.Кооб, М.Греллерт;
ООО "Интмедиа"; Студия "Моторс"
Фонозапись колоколов и премастеринг звука - РОО "Общество церковных звонарей": И.Коновалов,
К.Мишуровский, С.Мишуровская, Д.Сорокин
Дикторский текст - Т.Фиалкова
Монтаж видеоматериалов - ООО "Интмедиа": Г.Домбровский, Е.Ерохина, Е.Каменская, К.Лункин, Т.Фиалкова
|
|
|
|
|
|